Путешествия на самолетах давно обыденная вещь в жизни людей во всем мире. Но многие до сих пор бояться летать. И если кто-то испытывает легкий физический дискомфорт и чувство тревоги, то есть те, для кого перелет – большое испытание. По данным национального общества транспортной и авиационной медицины, около 15 % взрослых людей страдают аэрофобией. Известный факт: легендарный боксер Мохаммед Али однажды чуть не разрушил свою карьеру, когда отказался лететь на Олимпийские игры. В итоге его все-таки уговорили, но поднялся на борт он с парашютом за спиной. Своим опытом о том, как бороться с аэрофобией пассажиров, поделилась три года проработавшая на борту самолета стюардесса Ксения Карачевцева:
«Я сама никогда не боялась летать. Первый полет в моей жизни состоялся, когда мне было примерно пять-шесть месяцев. Мы с родителями полетели к дедушке с бабушкой. Мама рассказывала, что я перенесла перелет почти идеально и ни разу не заплакала, а летели мы три с лишним часа. Далее я летала стабильно как минимум один раз в год.
Причин, почему люди боятся самолетов, может быть много. Из-за информации в СМИ, из-за отсутствия понимания, по какому принципу работает самолет, из-за того, что заразились страхом от других людей. Очень часто самолеты называют «консервными банками в небе», из которых при печальном исходе не выбраться.
Но если человек сам не захочет перебороть свой страх, то увы… А вообще, как и в любых сферах, стоит обратить внимание на положительные стороны. Одна из них – это красота природы. Увидеть моря, реки, океаны и горы с высоты птичьего полета, а чаще еще выше, – это что-то невообразимое. Это и есть романтика.
Зона турбулентности, которой многие боятся, для самолета неопасна. А вот для людей, которые не подчиняются настоятельным рекомендациям бортпроводников, вполне может быть травмоопасной. Самая сильная болтанка, в которую я попадала, случилась в момент обслуживания пассажиров. Нас поднимало вверх, и идти к месту бортпроводника, чтоб выполнить приказ командира, было очень трудно. Проще было долететь.
На турбулентность люди реагируют по-разному. Не зря существует крылатая фраза: «Атеизм до первой тряски в полете». Чаще всего так и есть. Но есть очень любопытные кадры, которым вообще неважно, что происходит в самолете – им нужно только пить, есть и ходить в туалет.
Однажды на рейсе из Москвы в Ростов-на-Дону была пассажирка, которая очень боялась летать. Было тяжело. На взлете она кричала чуть ли ни на весь самолет. Во время полета у нее была истерика, она чуть не упала в обморок. Тогда на борту самолета было мало пассажиров. Мы с коллегами приняли решение пересадить ее в хвостовую часть, ближе к задней кухне. Для начала пришлось оказать ей небольшую медпомощь. Дали понюхать нашатырь, а после сделали горячий сладкий чай. Потом весь полет по очереди находились с ней, отвлекали, шутили, переводили тему разговора, задавали вопросы, куда и зачем она летит. Пассажирка понемногу стала забываться, ей стало легче. После посадки она нас горячо обняла и поблагодарила.
На самом деле сейчас достаточно безопасно летать. Техника шагает вперед неумолимо быстро. За самолетами следят достойно. Сотрудников, как пилотов и бортпроводников, так и технический состав, обучают очень строго. Конечно, никто не может гарантировать, что ничего не случится. Как минимум, нужно быть реалистом и осознавать, что существует человеческий фактор. Но он ведь может сработать, где угодно, – хоть в небе, хоть на земле».