4 декабря в Госдуме состоялось первое чтение законопроекта с поправками к ставшему уже знаменитым 214-ФЗ, который регулирует столь важное для миллионов людей долевое строительство жилых домов. На доработку законопроекта из 98 листов и внесение предложений выделили 3 рабочих дня: 18 декабря состоялось второе чтение законопроекта, на следующий день – финальное третье чтение. А спустя 2 дня, 21 декабря, законопроект был рассмотрен и одобрен советом федерации. В работе над проблемой обманутых дольщиков власть идет на рекорд. Скоростной. Но, к сожалению, не качественный, – считает директор Института актуальной экономики Никита Исаев:
«В этой спешке стремительно теряется качество проработки законов: принимают сразу то, что пришло в голову парламентарию. Даже не проводят консультации с теми, кто непосредственно связан с долевым строительством: объединениями самих дольщиков, застройщиками, страховщиками, которые страхуют ответственность застройщиков, банками, которые предоставляют гарантии и будут обеспечивать проектное финансирование в будущем.
Такое пренебрежение может сыграть злую шутку с властями. Сейчас и так в стране насчитывается до миллиона человек (включая членов семей тех, кто считается покупателем), пострадавших от неблагонадежных застройщиков. Они честно заплатили деньги за жилье, но остались ни с чем на улице. И при этом многие еще оплачивают ипотеку за несуществующую квартиру. Естественно, когда жить негде, люди готовы на многое. Дольщики повсеместно объявляют голодовки: в Уфе, в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, в Благовещенске: только так получается привлечь хоть какое-то внимание местных властей, которые привыкли просто не замечать проблему. Но, если проблема сотен тысяч людей не будет решена в ближайшее время, то недовольный и разъяренный народ, сплотившись, превратит локальные демонстрации в массовые протесты против властей. Сейчас ситуация с обманутыми дольщиками – что бочка с порохом: готова рвануть в любой момент. Поэтому так важно досконально разобрать каждый пункт рассматриваемых правок.
Эти нововведения затронули только вопросы того, как избежать появления обманутых дольщиков в будущем, но при этом никак не решили проблем нынешних обманутых дольщиков. Нет никаких подвижек по тем пострадавшим, которые заключали договор не по 214-ФЗ, а вступали в жилищно-строительный кооператив или заключали предварительный договор, например. Нет никаких уточнений по распространению успешных региональных практик (в Нижегородской и Ростовской областях, например, есть свои законы, помогающие привлечь инвесторов, в 6 регионах застройщикам передают федеральные земли, где-то для мотивации передают земли Министерства обороны). Власть, по-прежнему, продолжает делать вид, что никаких проблем нет, и все прекрасно? Зря! Ответственному за строительство вице-премьеру Виталию Мутко и спикеру Госдумы Вячеславу Володину стоит обратить пристальное внимание на этот вопрос, ведь лучше не доводить до того, чтобы «непризнанные» пострадавшие вместе вышли большой толпой на улицу. Самое главное, что все инструменты для завершения долгостроев есть. Стоит это все 200 млрд. рублей. Для правительства это вполне посильная сумма: Внешэкономбанк, например, просит простить ему 212 млрд. рублей, которые исчезли при санации банков Глобэкс и Связь-банка. И ему наверняка простят, а вот дольщикам – пока не планируют.
Да и эти правки, вроде как нацеленные на улучшения в будущем, спорные. Самое главное изменение – переход на эскроу-счета, на которых деньги дольщиков будут лежать практически нетронутыми до момента сдачи дома, что вынудит застройщиков привлекать банковские займы под проекты. Это, и правда, очень надежно, но очень дорого. В выигрыше от этого остаются только банки: сначала человек берет ипотеку и начинает платить за нее проценты, но сами деньги никуда не идут, а лежат на эскроу-счете, может быть, даже в том же самом банке. Застройщик вынужден обращаться в банк за проектным финансированием, и он тоже платит проценты. В итоге банку платят дважды. Это рубит на корню саму идею доступного долевого строительства.
Но до полного перехода на новые правила еще надо дожить. И до этого момента может всплыть еще немало проблем. На Круглом столе, который мы провели 21 декабря с экспертами – представителями аналитиков сферы долевого строительства, застройщиков и обманутых дольщиков, мы все эти подводные камни разобрали. Только представителей власти не было – не пришли. Хотя их звали. Вот к каким выводам пришли эксперты. Во-первых, много вопросов вызывает передача Фонду защиты прав граждан – участников долевого строительства под управлением госкомпании ДОМ.РФ портфеля нынешних страховых компаний. Само по себе решение передать активы и обязательства от страховых компаний Фонду никто не оспаривает. Очевидно, что Фонд с господдержкой надежнее любой страховой компании (он всегда может рассчитывать на докапитализацию из бюджетных средств), да и к тому же мошенничество не являлось страховым случаем (на круглом столе было отмечено, что в 70% случаев причиной банкротства застройщика и появления долгостроя являлась банальная коррупция). Фонд должен будет возвращать деньги в любом случае.
Но возникает неприятный казус: формально страховым компаниям запрещено передавать свой портфель Фонду, поскольку у него нет лицензии на осуществлении страховой деятельности. Нельзя, но надо. И точно также поправками не определен порядок того, что и в каком объеме необходимо передавать Фонду. Нельзя просто сказать: отдайте свои обязательства, а заодно и всю страховую премию, и созданные резервы. У страховых есть свои расходы, они перестраховывали свои риски в зарубежных компаниях. Если подойти к вопросу «в лоб», то страховщики либо будут вынуждены банкротиться, либо попадут под отзыв лицензии ЦБ из-за невыполнения нормативов. И от этого пострадают очень многие: страховые компании занимаются не только долевым строительством, но и десятками других видов страхования, в том числе ОСАГО. И тогда к недовольным дольщикам на улицах присоединятся те, кто не смог получить положенную компенсацию по другим страховым случаям.
Также дольщики лишаются возможности самостоятельно распоряжаться своими деньгами и решать: получать компенсацию, или добиваться завершения строительства. Всем распоряжаться и решать судьбу каждого дома будут арбитражные управляющие фонда. Захотят - остановят стройку и раздадут всем деньги (только их не хватит из-за того, что новые квартиры по новой схеме будут стоить дороже), а захотят – будут достраивать. И прийти арбитражные управляющие могут на любой объект: новые правила позволяют банкротить практически любого застройщика.
Сейчас властями созданы все условия для того, чтобы в ближайшее время резко выросло количество обманутых дольщиков, к которым могут присоединиться и другие пострадавшие от банкротства страховых компаний. Этими поправками не только подсыпают порох в бочку, на которой сидят, но и сами подносят к ней спичку. В 2019 году власть просто обязана взять на себя ответственность за допущенные ошибки, разгул коррупции и отсутствие контроля, и профинансировать скорейшее решение проблем обманутых дольщиков. Это не слишком затратно в масштабах государства. И заняться этим необходимо в самое ближайшее время – сразу после новогодних каникул, чтобы в течение января выработать механизм спасения обманутых дольщиков и составить четкий план действий, а в течение года уже его реализовывать. А вот с новыми законами лучше бы немного притормозить: понятно, что нужны галочки в отчетах, но история с дольщиками – это не та ситуация, которая позволяет рисовать красивые дутые цифры. Сами дольщики этого не допустят – потому что очень устали от бесконечной смены правил игры».