Инициатива Терезы Мэй о выходе Соединенного Королевства из Евросоюза драматичным образом оборачивается против нее, считает Павел Фельдман, заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН:
«Еще в 2016 г., после исторического референдума, Тереза Мэй олицетворяла собой надежду на возрождение имперских амбиций и национального духа Британии. Тогда, «оседлав волну» евроскептицизма, Т. Мэй получила колоссальный кредит доверия и от Парламента, и от самих граждан. При этом никто не вспомнил, что изначально она, как и лидер Консервативной партии Д. Кэмерон, была противницей Brexit. Как только политическая конъюнктура изменилась, госпожа Мэй заняла принципиально иную позицию, что позволило ей, де-факто, организовать «внутрипартийный переворот», в результате которого она и получила пост премьер-министра. Ключевой пункт политической платформы Т. Мэй сводился к обеспечению скорейшего и наиболее выгодного для британцев расставания с ЕС. Однако практически сразу выяснились два мало приятных для нее обстоятельства: во-первых, надежды на скорое расставание с материковыми «партнерами» не оправдались, а, во-вторых, реальная цена Brexit с лихвой превзошла гипотетическую выгоду от его проведения.
На сегодняшний день просто не существует такого сценария, при котором Т. Мэй останется в выигрыше. Осенью 2018 г. стало окончательно ясно, что Брюссель не пойдет навстречу Лондону и постарается превратить Brexit в «показательную порку» (чтобы другим евроскептикам неповадно было). В декабре того же года депутаты нижней палаты британского Парламента согласились оставить Т. Мэй во главе кабинета министров лишь под гарантию того, что она не будет претендовать на этот пост в 2022 г. Начало 2019 г. ознаменовалось для Мэй очередным провалом: 432 из 650 депутатов Палаты общин проголосовали против ее проекта по осуществлению Brexit (подобного единодушия в Парламенте Великобритании не отмечалось вот уже 95 лет). В числе тех, кто отверг инициативу главы Правительства, оказались не только ее главные оппоненты – Лейбористы, но и 118 однопартийцев, что свидетельствует о надвигающемся расколе в стане Консерваторов. Сложившаяся ситуация, несомненно, давит на старые болевые точки Соединенного Королевства, стимулируя сепаратистские настроения в Шотландии и Северной Ирландии. По мнению одиозного британского политика Б. Джонсона, негативная реакция парламентариев на предложение Т. Мэй должна заставить ее вернуться к переговорам с Брюсселем и попытаться выторговать у руководства ЕС более выгодные условия сделки.
Тем временем в самом Евросоюзе нарастает политическая напряженность в преддверии надвигающихся выборов в Европарламент, итогом которых может стать коренная смена политических элит. По крайней мере, национально-консервативная ось Сальвини (Италия) – Ле Пен (Франция) – Орбан (Венгрия) – Качиньский (Польша) может серьезно потеснить нынешнюю брюссельскую бюрократию. Вероятно, это позволит Т. Мэй выиграть немного времени, однако не решит ее ключевых проблем. Так или иначе до 29 марта 2019 г.
Великобритания должна будет покинуть состав ЕС. С каждым днем возрастает вероятность «жесткого» сценария Brexit, последствия которого окажутся катастрофическими для экономики Соединенного Королевства. Очевидно, Лейбористы во главе с Д. Корбином хотят реализации этого негативного сценария, поскольку провал политики Т. Мэй, скорее всего, принесет оппозиции победу на следующих выборах в Парламент. Пока же им остается только ждать, с удовольствием наблюдая за агонией своих извечных политических противников.
Куда сложнее дело обстоит в стане Консерваторов. Вероятно, Б. Джонсон решил применить ту же самую тактику, что и Т. Мэй в 2016 г. Забыв о партийной солидарности, он демонстративно критикует непопулярные инициативы действующего главы Правительства и, похоже, серьезно задумывается о премьерском кресле. По мере того, как уровень доверия граждан к Т. Мэй продолжит обновлять мыслимые и немыслимые антирекорды, она будет терять поддержку со стороны своих товарищей по партии. К слову, они не отправляют премьер-министра в отставку уже сегодня лишь потому, что сами не хотят взваливать на себя тяжкое бремя завершения Brexit. Да данный момент очевидно одно: триумфального выхода Британии из ЕС, о котором так многие мечтали три года назад, не состоится. Он будет либо болезненным, либо очень болезненным. При этом ни Лейбористы, ни Консерваторы не откажутся от искушения «повестить» на Т. Мэй все неудачи, просчеты и разочарования. Таким образом, глава кабинета министров рискует стать для британцев главным внутриполитическим антигероем XXI века. Что ж, авантюры масштаба Brexit редко завершаются успешно для их инициаторов. Об этом госпоже Мэй следовало подумать еще в 2016 г».
Фото:pixabay.com