Ростовская область и Кубань продолжают выяснять отношения, пытаясь доказать – звание столицы должно принадлежать только одному. Что стоит за разгоревшимся соперничеством двух регионов Юга и насколько обоснованны их взаимные претензии? Ответить на этот вопрос в своей колонке решил обозреватель «ФедералПресс» Дмитрий Мирошников.
Спор губернаторов
Соперничество между Краснодарским краем и Ростовской областью вышло на новый уровень. В феврале в спор за неофициальное лидерство на юге России вступили губернаторы регионов.
Первым высказался Василий Голубев. На панельной дискуссии в полуфинале конкурса «Лидеры России» (проходившем в Ростове) вопрос о первенстве Дона на Юге ему задал участник из Краснодара. Губернатор ответил, что Ростовская область занимает лидирующие позиции во многих отраслях, сославшись на высокое развитие промышленности, огромный научный и образовательный потенциал.
А глава Краснодарского края ответил коллеге на полях международного форума в Сочи. Вениамин Кондратьев назвал экономику Кубани «самой сильной на юге России» и «одной из самых сильных в стране». В качестве довода он привел данные миграционной службы. Статистика показывает, что Краснодарский край – единственный регион на юге страны с положительным балансом внутренней миграции. Ежегодно на ПМЖ в Краснодарский край приезжает все больше и больше людей, в том числе и из Ростова.
Южная гравитация
Споры о том, кто на Юге главный, идут не первый год. Активизировались они после вхождения Крымского полуострова в состав ЮФО.
Тогда по всему федеральному округу расползлись слухи, что столицу полпредства перенесут в столицу Кубани, а Устинова на посту уполномоченного президента заменит Александр Ткачев. Близкие к власти источники даже сообщали, что для аппарата полпреда уже подыскали здание в Краснодаре. Но по прошествии четырех лет центром полпредства по-прежнему остается Ростов-на-Дону, а полпредом – Владимир Устинов (поставив рекорд по продолжительности пребывания на этом посту). И можно предположить, что причина этого – не только многочисленные петиции ростовчан президенту РФ, но и что-то другое.
Дискуссия между губернаторами – это хороший повод поговорить об устройстве Южного федерального округа и той политико-административной гравитации, которая связывает территорию в единое целое.
Примечательно, что входящие в состав округа регионы до появления полпредств не были включены в одну административную или политико-культурную общность (как территории некоторых других полпредств). Единственное, что их объединяло, так это нахождение в одном военном округе в советские и постсоветские годы. Однако это не давало предпосылок для формирования экономических, политических и культурных связей. Общность стала образовываться с появлением полпредства.
А в составе нынешнего ЮФО находятся 4 обособленных макрорегиона со своей историей, культурой и идентичностью. Это Крымский полуостров, Кубань и Адыгея, Нижнее Поволжье (Калмыкия, Астраханская и Волгоградская области), а также собственно Ростовская область. Посмотрев на карту, легко заметить, что Ростов-на-Дону находится как бы в центре этого территориального образования. И смещение административного центра может вызвать разбалансировку системы. Ведь разговоры о целесообразности пребывания нижнего Поволжья в составе ЮФО хотя поутихли за последние годы, но не прекратились. А переезд аппарата полпредства в Краснодар наверняка их возобновит.
К тому же статус столицы полпредства – это не только точка на карте и повод для гордости населения. В Ростове находится командование Южного военного округа и целый ряд окружных представительств федеральных ведомств. В околополитических кругах ходят слухи, что именно проблемы с их переводом не позволили перенести столицу ЮФО в Краснодар. Еще в областном центре располагается администрация Северо-Кавказской железной дороги. Все вместе это делает Ростов-на-Дону ключевым для ЮФО как в плане географии, так и в плане административной инфраструктуры. Да и губернатор региона Василий Голубев действительно прав, утверждая что главный промышленный потенциал Юга сосредоточен в Ростовской области.
Свои преимущества есть у Кубани, являющейся не только лидером в туристической сфере, но и одним из ведущих регионов по морскому товарообороту. Кроме того, Краснодарский край – это место, где добывается нефть и газ и через территорию которого проходят несколько трубопроводов с углеводородами (что является одним из факторов его экономической мощи).
А входящий в составе региона Сочи – это не только главный курорт страны, но, по сути, и третья столица России. Именно здесь находятся резиденции президента и главы правительства РФ, проходят многие ключевые для страны мероприятия, такие как недавний Российский экономический форум или предстоящий финал конкурса «Лидеры России». Именно этот город стал местом проведения многих международных переговоров с участием глав государств. Собственно, наличие у края Сочи является тем козырем, который уравновешивает значение региона в составе ЮФО по отношению к северному соседу.
Сказ о двух агломерациях
Соперничество Краснодарского края и Ростовской области приобретает новое качество. Относительно недавно столица Кубани получила долгожданный статус города-миллионника, а региональное руководство задумалось о создании масштабной Краснодарской агломерации, куда войдут прилегающие территории и населенные пункты, включая часть Адыгеи (без изменения административно-территориальных границ).
По задумке властей, агломерация сможет стать локомотивом для развития краевой экономики. А для ее создания планируется комплексное развитие транспортной инфраструктуры, включающее строительство мостов, развитие аэропорта Пашковский, создание промышленных парков на площади свыше 1 тыс. га, возведение нового медицинского кластера недалеко от краевой столицы к 2023 году.
Грандиозные планы по созданию собственной агломерации есть и у дончан. Буквально в этом месяце был запущен механизм присоединения Батайска и части территории Аксайского района к Ростову-на-Дону. Пока процесс находится только на начальной стадии: областным правительством была сформирована рабочая группа по включению территорий в состав донской столицы. В экспертном сообществе уже появились мнения, что таким образом донские власти хотят оторваться от ставшего миллионником Краснодара. Ведь присоединение новых территорий даст Ростову дополнительно 200 тыс. горожан.
Впрочем, планам по созданию агломерации на берегах Дона не первый год. В прошлом году этой теме было посвящено большое совещание с участием местных депутатов, региональных и муниципальных чиновников, прошедшее на «Ростов-Арене». Областные власти намерены в будущем создать новые «полюса роста» для региональной экономики, а также задумываются о включении в состав агломерации Новочеркасска и Азова. По мнению экспертов, упор в этом процессе может быть сделан на развитие аэропорта Платов в качестве хаба для авиаперевозок на юге России (сделав его базовым для «Аэрофлота»). Насколько этим планам суждено сбыться, покажет время.
Как бы то ни было, но спор Кубани с Доном, а Ростова с Краснодаром – это нечто большее, чем просто амбиции. Экономическое, административное и даже отчасти культурное соперничество регионов с начала нулевых годов является фактом региональной политики. Но это же соперничество является стимулом для развития двух регионов и самосовершенствования их элит. Не будь его, и Юг развивался бы менее динамично, в макрорегионе наблюдался бы перекос в сторону центра (что мы видим сегодня в некоторых других полпредствах).
Фото: пресс-служба правительства Ростовской области