Top.Mail.Ru
Общество
Свердловская область
0

«Сериалы – зрелище на потребу, которое не требует никакого мыслительного процесса и восприятия»

телевидение
телевидение

Жанр телесериала в последние годы бесспорно стал одним из самых популярных, в частности и у российской аудитории. Личным взглядом о том, что предлагают нашему зрителю, и чем вредны мыльные оперы с «ФедералПресс» поделился директор Научно-диагностического центра клинической психиатрии, руководитель московского общества психиатров Александр Хаминский:

«Для меня есть четкая граница между искусством и ремеслом. Искусство – то, что создает культурные ценности, которые можно оценить с точки зрения накопленного культурного опыта. Ремесло относится к механической работе, и решает ряд задач, в том числе по зарабатыванию денег. Если мы возьмем кинофильмы или как раньше говорили кинокартина, вспомните Тарковского, старшего Бондарчука, Лиозновой – эти режиссеры создавали настоящее реальное искусство, киноискусство, кинокартины. Сегодня по этим работам учатся в институте кинематографии, в других творческих вузах, их разбирают на части. Некоторые фильмы разбирают на цитаты. Мы с вами, например, почти наизусть знаем «Иронию судьбы, или С легким паром», – вот это искусство. Не зависимо от того драма это, мелодрама, комедия или детектив – это киноискусство. И наши актеры всегда были актерами с большой буквы.

Говоря о некоторых сегодняшних фильмах и сериалах – все подчинено не творческому началу и реализации, а необходимости освоить бюджет, зачастую небольшой. В рамках этого бюджета задача создать некое «чтиво» – по аналогии с фильмом 1993 года «Криминальное чтиво». Только там было кино, и Тарантино предвосхитил взаимоотношения героев и зрителей практически 25 лет назад.

Мы сегодня видим полнейшую ерунду, когда самый, на мой взгляд, коммерчески оправданный сюжет – сериалы – очень смахивает на телешоу типа «Дом-2» и иже с ними. Самое главное – дать зрителю ожидаемую картинку и диалоги. Более того, если присмотреться ко многим сериалам, мы может и не догадываемся, но люди, которые разбираются, они обращают внимание, что в ухе актера может торчать наушник, актер может коситься в сторону телесуфлера. Раньше режиссер выгнал бы с площадки актера, если он не то, что не выучил текст, а он текст не подает как ожидает режиссер. Сегодня этой проблемы нет, главное отчитать текст и смонтировать отснятое. Герои отечественных сериалов разговаривают одинаковыми бесцветными голосами, как дикторы. По итогу мы имеем то, что имеем – дешевое чтиво и дешевое зрелище.

Теперь о том, как это влияет на людей. В системе охлаждения автомобиля вода всегда идет по малому кругу, если только термостат не переключит ее на большой круг. То же самое и с человеком, не будет он думать, размышлять, работать над собой, своими умениями, знаниями, достижениями, если ему дают какой-нибудь простенькую конфетку. Также нам дают сериалы – зрелище на потребу, которое не требует никакого мыслительного процесса и восприятия. Большинство из них – та водичка, которая течет по малому кругу. Что проще, то и воспринимают.

Сегодня актеры сериалов и работники телевизионных ток-шоу, крайне известные распиаренные люди. Они показывают нам некие собирательные образы, которые им говорят показывать, и многие миллионы людей смотрят эти глянцевые пластмассовые картинки, и хотят быть такими как герои на экране, не понимая, что в телевизионных ток шоу снимаются люди, на мой взгляд, желающие быть тупо-известными – не за какие-то заслуги, а просто потому что их показали.

Очень плачевно, если мы посмотрим статистику каналов, за счет чего каналы выживают – за счет сериалов и ток-шоу. Ток-шоу, по сути своей, по конструкции, по технике, по сценариям ничем не отличаются от сериалов.

Но надо сказать и об исключениях. Если вернуться на 30-40 лет назад и вспомнить «Семнадцать мгновений весны», или мини-сериал «Место встречи изменить нельзя». 10-12 лет назад – фильм «Ликвидация» с Владимиром Машковым. Я хочу обратить внимание: режиссер Урсуляк ездил с Машковым в Одессу, они ездили на общественном транспорте и специально слушали как разговаривают люди пожилые – их интонацию, идеологию. Уровень работы, уровень совести у этих людей, он характеризует их отношение к делу. Мы сегодня видим, что никто не хочет работать, а все хотят получать все и сразу».

Фото: pixabay.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.