Эксперты подготовили к заседанию Госсовета несколько предложений по увеличению количества здоровых продуктов в потребительских корзинах россиян. В качестве способствующих этому мер эксперты назвали введение акцизов на продукты, содержащие чрезмерное количество сахара и соли, нанесение на продукты цветовой маркировки и ограничение продажи алкоголя. Многие ретейлеры уже говорят о том, что возможные меры крайне негативно скажутся на ведении бизнеса и усложнят работу производителей. О том, какие предложения экспертов Госсовета действительно могут оказаться провальными, «ФедералПресс» рассказал заместитель исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли Владимир Ионкин:
«Любой подакцизный товар имеет свою технологию продвижения, соответственно способы контроля этих товаров совершенно разные. Вопрос в том, как государство собирается администрировать акциз на продукты с высоким содержанием сахара.
Если говорить о газировке, в которой крайне высоко содержание сахара, она непременно попадет под акциз. Тогда на каждой бутылке газировке должна появиться особая маркировка. Это, по сути, означает введение поштучного учета каждой бутылки.
Похожая ситуация происходит на рынке алкоголя. Но если минимальная розничная цена бутылки водки, например, 215 рублей, то бутылка газировки может стоить и 25. Перенастройка производства, которая просто необходима, если государство обяжет производителей вводить маркировку, не окупится такой стоимостью. Нужно учесть и то, что поставщикам придется каким-то образом выводить из оборота товар без маркировки. Следовательно, цена газировки неизбежно возрастет, но производитель ничего от этого не получит.
Ввести маркировку можно, но будут ли достигнуты те цели, которые ставит перед собой государство – хороший вопрос. Если человек безумно любит сладкую газировку, что ему мешает, например, взять и добавить сахар в несладкую? Что будет, если из-за введения акцизов бутылка газировки подорожает с 25 рублей до 250? Правильно, мы начнем готовить ее дома, как в советское время. Накупим сифонов и сиропов и продолжим себе употреблять сахар в больших количествах. Никто не станет здоровее от того, что сахаросодержащие продукты подорожают. Я не знаю, насколько эти меры укрепят бюджет, но очевидно, что они создадут затруднения для бизнеса и покупателей.
Для того, чтобы вводить акцизы, сначала нужно придумать понятную систему администрирования. Должна быть продумана система наказаний за отсутствие маркировки, неправильное ее нанесение и прочие возможные неточности. Как и в решении многих других вопросов, наши политики начинают не с того. На данный момент даже не существует точного понятия выражения «избыточное содержание сахара». Еще не понятно, какие продукты по мнению наших политиков считаются слишком сладкими, но они уже собрались ограничить их потребление. Внешне все выглядит, конечно, хорошо, но все забывают про дьявола, который кроется в деталях.
Я не вижу логики и в некоторых других предложениях экспертов Госсовета. Например, они предлагают обязать страдающих от хронических болезней граждан ежегодно проходить диспансеризацию. Возникает вопрос: если, например, у человека диабет второго типа, неужели он сам, находясь на учете в больнице, не посещает необходимых специалистов? Так что, теперь он должен делать это в два раза чаще? Навязывание диспансеризации тоже не приведет к оздоровлению, потому что ее все равно недостаточно, чтобы оказать человеку качественную медицинскую помощь, особенно если он страдает хроническим заболеванием.
Говоря о маркировке «Светофор» не нужно забывать, насколько велико в России социальное расслоение. Начиная с младших классов, дети чувствуют эту разницу в покупательской способности: у кого-то новый айфон, а у кого-то – нокия кнопочная. Что уж говорить о людях, которые ходят в магазины и видят чужие корзинки с товарами.
Представьте, если у человека пенсия 20 тысяч рублей (а это, кстати, очень приличная по нашим меркам пенсия), добрую часть которой он тратит на оплату коммунальных услуг, и, не дай бог, столько же – на лекарства. На оставшиеся деньги нужно жить целый месяц. И вот человек идет в магазин. Перед ним на прилавке два пакета молока: на одном стоит красная метка, поскольку в нем содержатся растительные жиры, на другом – зеленая, потому что оно свежее, без лишнего, из-под коровки. Конечно, в душе всем нам хочется питаться здорово и правильно. Человек смотрит на цену и видит: первая пачка молока стоит 30 рублей, а вторая – 120. Он стоит, думает, прикидывает и понимает, что не может себе позволить более здоровый продукт.
В этом вопросе обязательно должна быть какая-то этическая, психологическая составляющая. Потому что по тому же магазину пройдет какой-нибудь пузатый дяденька, смахнет себе в корзину два ящика продуктов с зелеными метками и даже не будет смотреть на цены. А пенсионер будет чесать затылок и думать, чем пожертвовать в этот раз – деньгами или здоровьем.
Также эксперты Госсовета предлагают поднять возраст, разрешающий приобретение алкоголя, до 21 года. А вот, например, британские ученые доказали, что полной психологической зрелости мужчина достигает в 43 года. Значит, мы продаем алкоголь лицам, которые психологически даже не готовы нести за себя ответственность? Давайте тогда уж поднимать до 43. Кстати, женщины достигают психологической зрелости на 11 лет раньше, значит, дамы будут спаивать своих незрелых кавалеров?
Забавно, что с 18 лет человек в России может работать воспитателем в детском саду, например, и нести ответственность за жизни 20 детей. А купить алкоголь он не может, потому что не достиг психологической зрелости.
Я думаю, сейчас экономика и бизнес в России находятся совсем не на том уровне, чтобы вводить подобные ограничения, да и сам настрой людей не подходит для нововведений. Больше 15 % россиян имеют доход ниже прожиточного минимума и, по сути, их основная задача – выжить. Стоит ли при такой статистике заниматься тем, чем занимается наше правительство?»
Фото: pixabay.com