День Победы в нашей стране характеризуется торжественным парадом, военными оркестрами, георгиевской ленточкой и праздничной программой почти по всем телеканалам. 9 мая, как правило, показывают старые и новые военные фильмы. Кинообозреватель Алексей Левин попробовал подойти к военной тематике с другой стороны и вспомнил самые достойные, на его взгляд, отечественные и зарубежные ленты, которые имеют мощный антивоенный посыл:
«Все предложенные фильмы, пусть и на военную тему, несут антивоенный посыл. Они все – гуманистические картины, которые ставят моральные проблемы и вопросы перед зрителем. И этим привлекают. Если брать наши старые советские картины, то их было создано достаточное количество, и там были очень хорошие ленты. Например, «Отец солдата» и «Они сражались за Родину». Правда, эти две кинокартины никогда меня особо не цепляли. Зато есть один фильм, который готов пересматривать из раза в раз, и сколько ни попадал на него по телевизору, то втягиваюсь в экран и не могу оторваться. Это «В бой идут одни «старики». Если брать советскую киноклассику, то, пожалуй, он мой самый любимый фильм. Там нет бьющего пафоса, нет прославления военной составляющей. Это рассказ о людях, о ситуации, это юмор в определенной степени и это глубокий антивоенный посыл. И этим он очень нравится. Его можно смотреть как фильм о войне, о людях, которые тебе симпатичны. Его смотришь, и переживаешь, и улыбаешься, потому что есть забавные моменты. И это все цепляет.
Что касается других наших картин, то есть еще два фильма, которые мне очень понравились и зацепили. Они оба – экранизации Василя Быкова. Один фильм – картина Ларисы Шепитько «Восхождение» по повести «Сотников», а второй – «В тумане» Сергея Лозницы. Действие происходит в Белоруссии, чаще всего Быков рассказывал не о военных действиях на передовой. У него герои – это партизаны и тыл в белорусской деревне, где происходят какие-то события. И, конечно, у Василя Быкова цепляет его гуманистический посыл, у него всегда происходит действие, понятно, что это война – напряженный фон, в то же время в этих ситуациях люди принимают какие-то решения, которые высвечивают их сущность, и это не может не притягивать, не волновать, не следить. Это всегда сложный моральный выбор и ситуации, из которых человек выходит таким, какой он есть на самом деле.
Из зарубежного могу, во-первых, выделить датскую картину, которая два года назад претендовала на «Оскар» в категории «Лучший зарубежный фильм», – «Моя земля». Послевоенная история про военнопленных, практически мальчишек от 16 до 18 лет, которых взяли в плен и которые разминируют определенный участок. Это был очень эмоциональный фильм, я его смотрел в самолете и не мог сдержать слез. Не знаю, что обо мне подумали соседи и окружающие, но с тридцатой минуты плакал навзрыд. Понятно, что такой эмоциональный накал режиссер планировал, но самое главное, что он его добивается. Причем добивается художественно хорошим фильмом, это не просто поделка, чтобы вытянуть эмоции, это серьезный и важный разговор.
Если говорим о фильмах последнего времени, то нельзя пройти мимо картины «Дюнкерк», которая для меня стала эталоном военного фильма современности. Потому что если сегодня снимать фильмы, то это нужно делать как Кристофер Нолан. Он взял моральную составляющую, он обратил внимание на наличие смерти на войне, и это верх профессионализма и кинематографического совершенства, который сегодня может сделать талантливый режиссер. Его интересно смотреть от первой до последней минуты, хотя там нет какой-то главной действующей линии, там много героев. Но это не мешает воспринимать как единое целое, как важное полотно о войне.
И картина о войне, которая мне понравилась больше всего в прошлом году, – это немецкий фильм «Капитан». Роберт Швентке прославился своим фильмом «Табу», потом он уехал в Голливуд и снимал молодежные антиутопии, а теперь решил вернуться на родину, и мне кажется, что возвращение получилось грандиозным. Потому что «Капитан» – это очень интересный с визуальной точки зрения фильм, там есть комиксовые моменты в повествовании. И в то же время это моральная составляющая фильма, что для меня очень важно. Ситуация с солдатом, дезертирующим из своей части в самом конце войны, который нашел мундир офицера в брошенной машине и присвоил его документы себе. И после этого происходят захватывающие события, когда «капитан» набирает себе зондер-команду, когда он окунается в мир злодейства и бесчинства, хотя был от всего этого далек. Но когда он становится офицером, превращается в того, кто эти бесчинства творит. Очень интересный фильм о человеческой психологии, о том, как человек преображается под влиянием внешних данных, вытаскивая изнутри то, что было глубоко спрятано».
Фото: РИА «Новости» / Осипов.