По данным статистики, почти половина россиян не работают по специальности, которой обучались. Кто-то из них, подавая документы в вуз, изначально понимал, что не будет работать по профессии, – в школьные годы за него все решили родители. Между тем специалисты считают, что такое давление со стороны родителей может испортить отпрыскам всю жизнь и вызвать проблемы даже в будущих семейных отношениях. Как помочь ребенку выбрать работу по душе и не переусердствовать с советами, руководствуясь благими намерениями, «ФедералПресс» рассказала психолог Наталья Рыбакова:
«Сейчас многие выпускники определяются с профессией задолго до выпускных экзаменов. К этому их вынуждает ЕГЭ. Если раньше выпускнику можно было сдать экзамен по любому предмету в любой вуз, то сейчас система более жесткая – если он заранее не определился с нужными дисциплинами, то на многие специальности априори не попадает. Многие школьники заблаговременно выбирают вуз и начинают готовиться к экзаменам, но это совершенно не значит, что они выбирают профессию, по которой будут работать всю жизнь. Это особенность современного мира, которую родителям нужно принять.
Что касается выбора профессии, то родители рассуждают на эту тему довольно либерально, пока их ребенок не начал заканчивать школу. Как только приближается выпускной, современные родители становятся точно такими же, какими были наши родители 30 лет назад. У них появляется ощущение, что они знают жизнь лучше, а ребенок еще маленький, чтобы принимать столь серьезное решение. Здесь очень важно умение отпустить ребенка и дать ему возможность выбрать свой путь. Даже если вам кажется, что этот путь ошибочный.
И сейчас родители нередко настаивают на выборе определенной профессии, хотя так жестко, как раньше, когда профессия зачастую определяла выживаемость, вопрос уже не стоит. В наше время детям уже не говорят: «Ты пойдешь на повара, чтобы семья не осталась голодной». Современные родители зачастую слушают детей, но если желания ребенка радикально расходятся с чаяниями папы и мамы, последние пускают в ход всю «тяжелую артиллерию», которую только могут применить.
Если говорить о выборе между профессией «для души» и работой для обеспеченной жизни, то дети не всегда понимают между ними разницу. Даже если у выпускника есть мечта, он не всегда может идти к ней. Чтобы следовать своей мечте, нужна большая внутренняя сила, которая есть не у всех взрослых, а тут совсем молодой человек, еще не закаленный жизнью.
Кто-то в юном возрасте решает стать учителем, потому что любит детей и ему нравится эта профессия. Да, она не самая высокооплачиваемая, и это надо учитывать. С другой стороны, хорошо заработать можно почти в любой отрасли: для учителей, например, есть репетиторство, частные развивающие центры. Может быть, в будущем педагог откроет свой центр, может, будет продвигаться по административной лестнице – станет завучем или директором, а это совершенно другие деньги. В любом случае найти способ реализации можно почти в любой отрасли.
Нужно помогать детям реализовывать себя, а не уговаривать идти учиться на юриста или программиста. При этом найти грань между советом и давлением очень сложно. Родителю нужно справиться с собой, «убрать руки» от ребенка – нужно быть рядом и подстраховывать, а не навязывать свое мнение. Важно помнить, что чужие шишки не болят. Можно все решить за ребенка, и, возможно, этот выбор будет удачным, но тогда он не научится самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Не исключено, что в будущем властные родители будут жаловаться, что жена держит сына под каблуком, а начальник свалил на него всю работу. Так может произойти, если человек не научился отстаивать свое мнение. Вот это действительно опасно.
Повторюсь, современный мир очень изменчивый. Человек может работать в какой-то отрасли, хорошо зарабатывать, купить квартиру и машину, а потом стать невостребованным, потому что его профессия перестала быть актуальной. Но если он не боится, то может перестроиться, получить новую профессию и развиваться уже в новой отрасли. Ничего плохого в этом нет.
Чтобы помочь ребенку стать самостоятельным, определиться с будущей профессией, родители могут устраивать его на подработку еще в школьные годы. Я считаю, что это очень правильный подход. Ведь мир ребенка не такой широкий, как мир взрослого, – он не знает в принципе о существовании некоторых профессий. Не зря дети в детском саду хотят быть воспитателями и врачами – все потому, что они знают только эти профессии. Сейчас школьников часто водят на разные предприятия – это правильно, а устраивать на работу – еще лучше».
Фото:ФедералПресс / Евгений Поторочин