Чернобыль станет одним из туристических объектов и землей свободы, куда будут инвестированы большие средства – об этом заявил президент Украины Владимир Зеленский. Накануне он подписал соответствующий указ, который должен превратить зону отчуждения в одну из точек экономического роста новой Украины. Кроме того, все запреты на посещение и съемку около АЭС буду сняты. Сибирский политолог Василий Дамов поделился с «ФедералПресс» своим личным взглядом о том, станет ли Чернобыль Меккой для туристов:
«Чернобыль давно привлекает внимание людей со всего мира и может стать своеобразной туристической Меккой. Однако это весьма специфическая аудитория туристов. Их в разы меньше, чем тех, кто отправляется на поиски древних памятников культуры и архитектуры, и намного меньше тех, кто отправляется за пляжным отдыхом. Это экстремальный и специфический туризм. Однако у нас с вами в России даже текущая жизнь экстремальна, и в этом смысле жителям нашей страны специфический туризм менее интересен, чем скажем пляжный отдых. Это скорее интересно для жителей Америки, Европы и других «рафинированных» благополучных стран. Люди в большинстве наших населенных пунктов, за исключением, наверное, Москвы, думают о том, чтобы им выехать на море, а не полазить по заброшенным объектам.
Тем не менее, лично мне было бы интересно отправиться в Чернобыль, и я обеими руками «за», поскольку у меня вызывает интерес то, что сегодня принято называть современной историей. К примеру, когда я был на Балканах – в Сербии, то с огромным удовольствием съездил в Сараево, чтобы увидеть заброшенные объекты зимней Олимпиады 1984 года. Эта современная история и мне она гораздо ближе и интереснее, чем посещение того же Самарканда, история которого насчитывает сотни лет.
С другой стороны, моя семья настороженно относится к подобным инициативам. Думаю, что мое желание съездить в Чернобыль близкие не поймут. Тем не менее, Чернобыль мне очень интересен, поскольку это события, случившиеся в пору моей сознательной жизни. Учитывая то, что я в принципе люблю заброшенные здания, то на заброшенный город с населением на момент аварии в несколько десятков тысяч человек я бы посмотрел с гигантским удовольствием. Если говорить об объектах, которые я хотел бы посмотреть, то Чернобыльская АЭС мне наименее интересна, каким бы странным это ни показалось. Я люблю советскую историю, и меня привлекают артефакты тех лет, которые в огромном количестве сохранились в зданиях Чернобыля. Лично мне бы было интересно зайти в квартиры пятиэтажек, посмотреть мебель, предметы интерьера, зайти в школу в Припяти. Мне интересно увидеть, как была устроена жизнь в момент чернобыльской аварии в городе, считавшемся одним из самых благополучных городов Советского Союза. В числе мест, которые я бы посетил в Чернобыле, вероятно, было бы кладбище техники – поскольку это, опять же, некие артефакты советского образа жизни, а Рыжий лес и все, что связано с природой, меня в меньшей степени интересует и завораживает. Если конкретизировать, то для меня Припять – огромный музей реальной жизни в Советском Союзе под открытым небом, и туда бы я с большим интересом съездил.
Если говорить об аномальных зонах в России, куда можно было бы везти туристов и наладить туры, то сравнимых по объектам с Чернобылем, мне кажется, на территории постсоветского пространства вообще нет. Разве что на Колыме есть целые заброшенные города, или я буквально несколько месяцев назад ехал по Транссибу между Улан-Удэ и Читой, и мы проезжали заброшенные военные городки, но все это несопоставимо с размерами Чернобыля. Отдельных объектов, конечно, масса. К примеру, ближе к Игарке есть мемориал Сталина – огромное здание, расположенное на берегу Енисея, – или заброшенная железная дорога Игарка – Салехард и паровоз в непролазной тайге. Это, конечно, очень впечатляет. Но эти все объекты довольно далеко расположены, и попадать туда довольно дорого, а Припять – фактически центр Европы, и логистика ближе, проще и дешевле. Для жителей Москвы, Санкт-Петербурга и восточных европейских стран вопрос заброски измеряется несколькими часами».
Фото: dpsu.gov.ua