Начало школьной жизни для ребенка является не только важным и ожидаемым, но и тревожным социальным событием. В школе дети оказываются в окружении чужих взрослых и незнакомых одноклассников, в совершенно не той обстановке, к которой привыкли дома или в детском саду. Все это может вызвать стресс у первоклашки, считают психологи. Как его минимизировать и на какие маркеры в поведении стоит обратить внимание, рассказал медицинский психолог, психотерапевт, психофизиолог Виталий Солецкий:
«Стресс у первоклассника, как правило, неизбежен, и связан, прежде всего, с тем, что это первая в его жизни серьезная эмоциональная, интеллектуальная, волевая нагрузка. Ребенку требует на протяжении всего урока удерживать внимание, напрягать произвольно память. Второй фактор стресса – другие требования социальной среды, необходимость соблюдать дисциплину. Третьим фактором могут стать неоправданные ожидания. Например, ребенку говорили о том, как в школе будет весело и легко, а оказалось, что нет, или наоборот родители рассказывали о строгих учителях и о том, что в школе некогда будет играть. Но у каждого ребенка уровень стресса разный.
Если ребенок не слишком коммуникабелен, то еще не говорит о том, что он будет более подвержен стрессу, чем его общительный сверстник. Стресс проявляется тогда, когда есть разница между тем, что для человека важно и тем, что у него получается. Если он не коммуникабельный, но для него это неважно, то и стресса не будет. А если для родителей большое значение имеет одобрение со стороны окружающих людей, особенно педагогов, популярность у сверстников, а ребенок не может это дать, тогда уровень стресса будет высоким. Конечно, дети, которые были в детском саду, легче переживают смену социальной среды.
Есть определенные маркеры, на которые стоит обратить внимание. В этом возрасте эмоции начинают только проявляться, они имеют в основном телесное проявление. Переживания и волнения замаскированы телесными симптомами. Например, какие-то боли в желудке. Он просто хочет уйти из школы, но он даже не может это осознать, и у него начинает живот болеть в середине дня. Потливость и учащенное сердцебиение тоже могут быть маркерами стрессы. Могут быть и поведенческие проявления – ребенок начинает ерзать, грызть ручку. Стресс выходит через тело первоначально. А уже во втором-третьем классе школьник может осознавать эмоции и жаловаться родителям на свою тревогу и раздражение.
Время адаптации к школе у всех детей разное, это зависит от личности, от того, что в школе происходит. Некоторым достаточно пары недель, кому-то – полгода, а кто-то и 10 лет не может адаптироваться. Чтобы ребенок адаптировался легче, лучше готовить его к школе заранее – давать адекватное представление об учебе, нагрузке, требованиях, но стараться делать это с позитивным настроем. Хорошо, если есть предварительные занятие и школе, нулевые классы, где проходит знакомство с будущими одноклассниками.
Если мы ребенка не успели подготовить к школе и у него случился стресс, в первую очередь нужно разобраться, в чем причина стресса – ребенку тяжело дается социализация или дело в избыточной интеллектуальной нагрузке. Последнее часто случается, если родители решают записать ребенка сразу на несколько кружков и секций, начать усиленное изучение иностранного языка. Понять проблему также может помочь разговор с ребенком и педагогами. Можно попробовать взять перерыв от занятий на время, чтобы ребенок немного отдохнул и пришел в себя».
Фото:pxhere.com