Согласно неутешительным данным Минприроды РФ, 57 % городов с самым грязным воздухом сконцентрированы в Сибири. Причем многие мегаполисы не в первый раз оказываются в черном списке. Практически по всей стране остается острой ситуация по микробиологическому загрязнению почвы. Омский эколог Сергей Костарев поделился с «ФедералПресс» своим личным взглядом о том, как, не вытравливая людей, не загрязнять почву:
«Если говорить о людях, живущих в крупных городах, – земля под нашими ногами, безусловно, сильно загрязнена тяжелыми металлами и нефтепродуктами. В качестве примера можно привести Омск, где в 1992 году было произведено обследование почвы и снега и результаты были весьма неутешительными – почва отравлена тяжелыми металлами.
С тех времен мало что изменилось. Проблема микробиологического загрязнения почвы по-прежнему остается острой. Для того чтобы с этим бороться, существует, на мой взгляд, несколько ходов. Прежде всего надо понимать, что почва накапливает загрязнения. В связи с этим надо чистить атмосферный воздух и организовывать сбор дождевой воды. Нам кажется, дождь прошел – и все чисто. На самом же деле загрязненная нефтепродуктами вода, прежде чем попасть в реку, оседает на почве. Дождевая вода если и собирается, то после без какой-либо очистки сбрасывается в реку. Надо оздоравливать почву, но заменить ее повсеместно, конечно, невозможно. На мой взгляд, единственный возможный выход из сложившейся ситуации – правильная эксплуатация имеющегося покрова и создание условий для биоразнообразия.
В городах очень любят асфальтировать все вокруг, а это оказывает пагубное влияние на почву, и всевозможные микроорганизмы погибают. При этом нельзя говорить о том, что мы тем самым вернемся к проселочным дорогам. При асфальтировании территории должна быть компенсация другими пространствами, такими как парк или сквер. Если рядом с проезжей частью расположена вытоптанная дорога, через которую даже не пробивается сорная трава, – это убийство. Любое асфальтирование должно сопровождаться компенсационным озеленением; как правило, это любой газон. Если почитать труды наших урбанистов и организаторов пространств, это прямой путь к улучшению экологии в городе. Я помню одну короткую дискуссию при организации сквера имени Дзержинского в Омске, когда намеренно вырубали старые деревья, не оставляя даже пеньков. Однако, как бы странно это ни звучало, надо оставлять пеньки и заброшенные места. В Москве есть и благоустроенные скверы, и большие дикие территории, которые защищают в том числе почву от вымирания. Урбанизированная территория должна перекликаться с зеленым пространством. Именно эта компенсация может нас спасти.
Согласно данным министерства, больше половины процентов городов с самым грязным воздухом сконцентрированы в Сибири. Это связано с тем, что почти все сибирские города строились хаотично. Была попытка сделать зеленые коридоры, но по факту экологический фактор не учитывался. В итоге мы получили города, где есть ограничения на высаживание различных зеленых насаждений из-за холодного климата. Отсутствие современного планирования – камень преткновения для улучшения экологии. Если в той же Москве дороги сужаются и деревья кругом высаживаются, то у нас все наоборот.
Если говорить о кризисе крупных городов, то жить в мегаполисе менее полезно. Сейчас появилась такая тенденция, особенно у молодых, – переезжать за город в коттеджные поселки. Если же жить в городе, но продолжать его урбанизировать, то рано или поздно это приведет к гибели города. Те же Питтсбург или Детройт поменяли стратегию и стали возрождаться. Многие города только приходят к тому, что надо решать проблему».
Фото: ФедералПресс / Елена Ельцова