Особенность демографического развития любой страны мира заключается в том, какое влияние оно оказывает, во-первых, на все развитие общества в предыдущие десятилетия, во-вторых, на изменения в личностно-социальных ориентирах населения. Поднять рождаемость за счет увеличения численности женщин репродуктивного возраста в ближайшие годы довольно сложно, так как в него вступило малочисленное поколения 90-х годов. Об этом говорят и прогнозы Росстата, и ведущих демографов. В такой ситуации необходимо принимать решения, в реализации которых будут задействованы многие министерства и ведомства, общественные фонды, пресса и телевидение, которые будут направлены на повышение уровня и качества жизни. Предложенные Президентом инициативы о продлении маткапитала, установлении выплат, обеспечении питания школьников, обеспечение садиками должны подтолкнуть семьи к рождению детей, особенно вторых и последующих. Пресса и телевидение, со своей стороны, должны давать больше материала, направленного на укрепление семьи, семейных ценностей. Комментирует Проректор Государственного университета управления Ксения Екимова:
«Все меры демографической политики финансового характера всегда имеют временное воздействие, что проведено годами и странами. Какое-то время уйдет на «расскачивание» – население должно оценить будущие финансовые поступления, сравнить качество и уровень жизни настоящего и будущего, допустим, через год и т.д. Далее требуется время уже непосредственно на беременность женщин и рождение детей, которое может растянуться на 5-6 лет. Возможно и продление этого этапа, но если есть поколение женщин, откладывающих рождение первого или второго и последующих детей, например, как в 90-х. Но первых в настоящее время достаточно мало, надежды только на матерей, желающий иметь 2 и более детей. Поэтому ждать рост суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 ждать вряд ли стоит к 2024 году. Затем наступает процесс «затухание» – население уже привыкает к выплатам, растут как цены, так и запросы. Необходимы меры нравственно-психологической направленности на укрепление и ценность семьи, на большую семью; развитие сети дошкольных учреждений, включая ясли, и учреждений здравоохранения, восстановление системы санаториев и детских лагерей.
На наш взгляд, объявленные инициативы Президента не смогут дать сильное сокращение бедности только за счет пособий для малоимущих семей. Прежде всего, далеко не все малоимущие семьи имеют детей только от 3 до 7 лет, во многих они старше и, соответственно, пособие получать не будут. Есть семьи, где все дети уже школьники, но мама не выходит на работу по разным причинам - такая семья может иметь низкий доход. Для оценки результатов принятых решений необходимо провести распределение малоимущих семей по количеству детей, по их возрасту, по доходам. И на основе этого уже определять в каких группах повысится уровень, в каких останется на прежнем уровне, а у кого-то может и упадет.
Проблема снижения рождаемости коснулась многих развитых и развивающихся стран. Каждая из них ищет свой выход из демографического кризиса. В решении этой проблемы нет единого шаблона. Каждый гражданин теперь понимает значение фразы «демографическая ловушка», ее экономические и политические последствия. К сожалению, проблемы, связанные с демографией, не решаются быстро и просто. Не достаточно одномоментно выделить средства на увеличение материнского капитала, немного поднять пособие для того, чтобы «мобилизовать» население на увеличение рождаемости и достижение значения коэффициента рождаемости на уровне 1,7 (этот уровень был зафиксирован в 2015 году, в 1 квартале 2019 года по предварительным оценкам он снизился до 1,49 ребенка на одну женщину).
Росстат утверждает, что вернуться к высокому уровню показателя страна сможет не ранее 2036 года. Принимаемые меры будут эффективны только в одном случае – они должны быть актуальны и значимы. Выявить эти значимые факторы позволит ВПН-2020, не все, но большую часть мы сумеем определить. Это не только социальные факторы (наличие качественной и эффективной системы здравоохранения, наличие мест в детских садах и яслях, загруженность школ, доступность дополнительного образования и др.), но и экономические факторы. В первую очередь-решение проблемы бедности. К сожалению, даже в относительно благополучной Москве, последние исследования о дифференциации доходов населения датируются 2017 годом, в то время как именно семьи с детьми и являются основными ее генераторами (до 70% бедных-это семьи с детьми).
ВПН позволит понять структуру доходов семьи, выявить наиболее значимые и перспективные источники, исследовать условия жизни и репродуктивные настроения в целом
Численность детей в возрасте от 3 до 7 лет на 1 января 2019 года составляла примерно 7,2 млн человек.
На это пособие могут претендовать лишь бедные семьи с детьми. В 2007 году на это пособие (ранее оно выплачивалось до 16 лет) претендовало 45% детей, в 2014 году только 29%
На что могут претендовать мамочки с детьми: минимальный размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет сейчас 3277,45 руб, по уходу за вторым и последующими детьми-6544,88 руб.
А вот далее с пособиями все несколько сложнее. Ежемесячная денежная выплата на ребенка от 1,5 до 3 лет -4109 руб, (если не предоставлено место в детском саду и среднедушевой доход ниже прожиточного минимума). И теперь в случае реализации инициативы Президента будет введено новое пособие-5,5 тыс рублей. С учетом небольшой доли лиц, получающих пособие бюджету эта мера обойдется в сумму около 11,5 млрд рублей ежемесячно. Но, по данным того же Росстата, начиная с этого года, численность детей в возрасте 0-6 лет будет постепенно сокращаться, дети будут переходить в более старшие поколения и система администрирования пособий будет все более усложняться.
Региональная составляющая выплат снова поставит детей в неравные условия. К сожалению, эффективность этих пособий пока оценивается населением на достаточно низком уровне. Они не справляются с сокращением бедности лучше, чем универсальное пособие, зависящее от заработка матери пособие. Дефицит доходов в бедных семьях с детьми составляет от 20,3 до 22,4%».
Послание Владимира Путина Федеральному собранию – 2023