В этот уикенд блогеры-миллионники не давали широкому сообществу соцсетей скучать. В одном случае дело закончилось сломанным ногтем, а в другом – глупой смертью трех человек, которые хотели сделать красивый кадр для «Инстаграма». В погоне за популярностью, числом подписчиков и стоимостью рекламы блогеры, похоже, не остановятся ни перед чем, экспериментируя со всем чем можно, лишь бы читатели не отписывались и приводили своих друзей. Своим личным взглядом на парадокс соцсетей, которые оболванивают читателей не хуже телевизора, поделился с «ФедералПресс» журналист Сергей Табаринцев-Романов:
«Мама одной моей хорошей знакомой пошла на решительный шаг и завела аккаунт в «Инстаграме». «Обязательно заведите себе, там столько умных, талантливых и креативных ребят», – делится она впечатлениями от проведенного в своей первой социальной сети времени. Она показывает профили – там кто-то делает всякие мимимишные изделия, занимается творчеством и прочим. У них даже есть подписчики – тысяча, две, а то и пять тысяч.
Казалось бы, много, но если посмотреть немного шире, то становится грустно и даже тревожно. Сегодня весь интернет обсуждает жестокое избиение Андрея Петрова, которого СМИ деликатно называют «бьюти-блогером». В неравной схватке с главредом «Учительской газеты» он сломал ноготь. Вы, кстати, видели этот ноготь? Лично я удивлен тем, что с таким маникюром он повредил только один, но этот парень, если его так можно назвать, ухитряется с ними как-то жить. Причина обсуждения скорее не в его экспертности, а в 890 тысячах подписчиков, которые ежедневно наблюдают за этим открытым геем и фриком. Откровенно говоря, выйди он в таком виде 2 августа, ногтем бы наверняка не обошелся.
Днем ранее в сауне три человека отравились и утонули во время празднования дня рождения «аптекарского ревизорро» Екатерины Диденко. Ситуация настолько же грустная, насколько и нелепая – в замкнутом помещении ребята (тридцатилетние мужики) бросили в воду 30 кг сухого льда и, задохнувшись в парах, утонули в бассейне. Пикантность ситуации придает то, что Диденко позиционирует себя как профессионального фармацевта, который учит свои 1,5 миллиона читателей выбирать лекарства, не сумела прочитать инструкцию к этому препарату. Не смог этого сделать и ее супруг – партнер по работе в блоге, имеющий за плечами два диплома. Так и непонятно, для чего они это сделали, но, скорее всего, просто для красивой картинки.
При взгляде на блоги людей, у которых миллионы подписчиков, которые гордо именуют себя «инфлюенсерами», создается впечатление, что на дворе наступает эпоха нового варварства. В погоне за подписчиками, которые в конечном итоге влияют только на стоимость рекламы во влоге, многие из них готовы на все. Кто-то придумывает пранки, связанные с издевательствами над прохожими, – например, бегают с бензопилой по парку или провоцируют на конфликт. Кто-то учит жизни своих сверстников – рассказывает в блоге, какая одежда сейчас модная, какой косметикой пользоваться и что есть. При этом, учитывая случай Екатерины Диденко, лично я сильно сомневаюсь в практической пользе тех знаний, которые дают «профессионалы», не способные прочесть о мерах предосторожности.
Самое страшное, что эти люди имеют реальное влияние на мозги наших друзей, коллег и, что хуже всего, детей. Блогеры говорят, что «этот ваш Первый канал» засирает мозги», потому что там пропаганда и агрессия. Но в тех же блогах правят даже не пропаганда, а жадность и готовность ради хайпа сделать и прорекламировать что угодно, не задумываясь о том, что завтра их 13-летний подписчик возьмет отцовскую бензопилу и пойдет в парк, где случайно кого-то покалечит, а 10-летняя подписчица отравится безвестной таблеткой или бросит летальную дозу сухого льда в ванну. Мы не можем изолировать их от «инфлюенсеров», но давайте возьмем на себя труд рассказать им, почему не стоит во всем доверять людям, которые готовы ради красивой картинки и лайков сделать все что угодно, не думая о безопасности своих фанатов».