Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

«Подвижность населения будет падать». Эксперт по транспорту о будущих перемещениях людей по Земле

Транспорт
Эксперт прогнозирует снижение транспортной активности в России.

Пандемия коронавируса и разразившийся очередной экономический кризис уже повлияли на бизнес-климат в стране. Изменились (или начали меняться) и привычки обычных людей: многие переходят в режим экономии, и это на фоне повсеместного введения карантинных мер. Как изменится отечественная транспортная сфера? Своим мнением на этот счет с «ФедералПресс» поделился директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов.

«Начало 2020 года для нашей страны ознаменовано важными событиями, которые полностью заняли мысли большей части общества. О двух из них я хочу сказать несколько слов. Эти события – падение рубля и ситуация с пандемией нового коронавируса. Людей тревожит и то и другое, но основные вопросы, которые задает себе каждый человек в нашей стране, касаются только одного: что будет дальше с рублем, что делать и как сохранить свои сбережения? Хочу особо отметить, что я не политик и не финансист, а всего лишь транспортный инженер. Исходя из этого специфического понимания мира, я хотел бы высказать свою мысль.

Возвращаясь к началу нынешнего кризиса, к тому моменту, как начали происходить глобальные изменения в экономике, принято считать, что причиной тому явилось поведение стран-участников ОПЕК и России, которые не заключили очередную сделку по сокращению добычи нефти и, как следствие, начали торговую войну. Вылилось это в увеличение добычи и, соответственно, в снижение цен на нефть. Однако такие ситуации бывали и раньше, но к глобальным последствиям они не приводили. И поэтому первое, что следует отметить в нынешней ситуации, это то, что, скорее всего, современный экономический кризис вызван силами, имеющими НЕ экономическую природу. И очевидной причиной возникновения нынешних бед экономики, их виновником явился гражданин Китая, который первый в мире заразился новым коронавирусом.

Далее наблюдали и наблюдаем массовое заражение граждан Китая, спад потребления, спад производства, спад потребления нефти уже не только в Китае, но и у партнеров китайских производителей, соответственно, падение цен на нефть, экономическую войну и тому подобное. Если мы действительно укрепимся в том понимании, что существующее падение цены на нефть, ослабление рубля и спад экономики – это следствие коронавируса, то, наверное, не стоит в ближайшее время ждать повышения цен на нефть, рост потребления нефти, возвращения к прежней ситуации в экономике. Новый коронавирус не собирается покидать эту землю, и, скорее всего, человечеству навсегда придётся жить бок о бок с ним. Конечно, вирус будет изменяться, человечество будет приспосабливаться к вирусу и, в конце концов, найдёт вариант взаимного существования на планете. Но на это уйдут годы, а, может быть, столетия и тысячелетия. Какова же роль транспорта в этом процессе?

Размышляя над этим вопросом, я вспомнил иллюстрацию к собственной книге, которая была написана еще в 2012 году. Иллюстрация посвящалась прогнозу уровня подвижности населения в городах. Основная моя идея тогда заключалась в том, что мы находимся на неком пике подвижности людей и, соответственно, пике загрузки всей мировой транспортной системы. Я исходил из анализа всего лишь двух показателей: роста производительности труда и увеличения качества и эффективности работы каналов передачи и накопления информации. Я сделал прогноз на ближайшие годы, который говорил о том, что подвижность населения будет падать. Мне кажется, именно сейчас это и происходит. Где-то больше, а где-то меньше. Кадры информационных агентств достаточно подробно подтверждают этот факт: пустые дороги, прекращение работы общественного транспорта, огромный парк самолётов стоит в аэропортах и никуда не летает.

Изменится ли эта ситуация в будущем? Да, она будет меняться, но: во-первых, не быстро, а, во-вторых, ситуация не вернется к прежним привычным параметрам. Страны и правительства боятся распространения эпидемии. Люди сводят к минимуму свои контакты с другими людьми. Множество людей во многих странах мира уже несколько недель работает удаленно. Жители мегаполисов смотрят футбол по телевизору, там же смотрят фортепианные концерты. Люди заказывают еду из ресторанов и товары первой необходимости через службы доставки. Растут акции компаний, предоставляющих услуги конференцсвязи и сервисов удаленного общения через интернет. Люди реже пользуются общественным транспортом... Можно прогнозировать, что и дальше значительная часть нагрузки на мировую транспортную систему, особенно в области пассажирских перевозок, будет снижаться и замещаться увеличением объема передачи информации через телекоммуникационные каналы связи. В общем-то очевидный для меня в 2012 году тренд стал почти реальностью, которую существенно подтолкнула нынешняя ситуация с эпидемией нового коронавируса.

Что это значит для экономики, нефти и рубля? Огромное количество нефти в мире потребляется тепловыми машинами. Огромное количество нефти перерабатывается в моторное топливо для автомобилей, пароходов, самолётов, для генераторов, вырабатывающих электрическую энергию. Более половины добываемой нефти потребляется сферой транспорта.

Со снижением общей подвижности людей та составляющая транспортной работы транспорта всего мира, которая была направлена на реализацию потребностей людей в транспортных перемещениях, существенно уменьшается. Соответственно, снижается потребление нефти, ухудшаются экономические показатели нефтедобытчиков и нефтепереработчиков. Существенно ухудшаются показатели экономики нефтедобывающих стран экспортеров нефти. Одной из таких стран является Россия. В настоящий момент курс рубля жестко привязан к цене на нефть. Это можно проследить по трендам изменения как одного, так и другого. Из всего этого нетрудно сделать вывод о том, что валютные поступления в Российскую Федерацию будут уменьшаться, а давление на рубль увеличиваться, что, в свою очередь, не предвещает ничего хорошего для курса национальной валюты. То же касается акций российских нефтяных компаний, а также транспортных компаний, связанных с перевозками людей.

Россию ждут тяжелые времена. Но, мне кажется, именно это необходимо нашей стране. Ведь пока в стране есть нефть, есть валютные поступления трудно ожидать от экономики страны развития новых прорывных технологий в других сферах экономики. Креативные идеи, как говорил мой друг, мэр города Куритибы Жайме Лернер, возникают только в том случае, когда у тебя резко снижаются доходы, казна пустеет и надежды на то, что всё будет как раньше, нет».

Фото: ФедералПресс / Елена Сычева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.