В связи с карантином операторы общественного питания, которые сейчас обеспечивают школьников питанием, обратились к правительству с просьбой спасти отрасль от кризиса. Ведь если фирмы начнут закрываться, возникнет угроза, что проект президентского школьного завтрака – бесплатного горячего питания для младших школьников – с 1 сентября не будет реализован. Какие трудности сейчас переживает отрасль и что может сделать власть? Комментирует Владимир Чернигов, руководитель проекта и учредитель АНО «За школьное питание»:
«Сегодня мир уже показал, как всего за каких-то 2-3 месяца он может измениться до неузнаваемости. И ладно, если это произошло бы под влиянием разных факторов, но всего один вирус – и мы уже в другой реальности. Надо признать, что она успела перейти в разряд обыденности. Возможно, из-за того, что кризис давно уже стал прозой жизни. Поэтому никого особо не трогает, когда то с одного, то с другого угла показывают неприглядные сценарии экономических последствий, а то и выкрикивают пугающие прогнозы о плачевном будущем мировой экономики.
Мир проходил и войны, и глобальные кризисы, и страшные болезни тоже. И сейчас мир борется и верит в светлое будущее. Кто-то спокоен до невозмутимости – мол, переживем и это. Все покажет завтра.
Может статься, что ситуация сойдет на нет уже в ближайшее время, так и не успев развернуться, чтобы нанести непоправимый урон экономике. Правда, кое-кто уже «упал навзничь», и без серьезной поддержки ему не встать. Как один из первых пострадавших заявило о себе общественное питание. Правительство тут же проработало мероприятия по государственной поддержке сфер общепита. Для многих же отраслей «доступ к привычному воздуху» просто перекрыт из-за режима самоизоляции. Действует прямой запрет на работу. Но ведь это верная гибель. Поэтому и приходится как-то выкручиваться: искать новые пути ведения бизнеса, которые приносят хоть какой-то доход, экономить, распечатывать денежную кубышку, если она, конечно, припасена на черный день. Все надеются продержаться хотя бы до лета, а что там дальше – неизвестно.
Еще более неведома судьба школьного питания. Судя по статистике, оно как отдельный вид деятельности вообще не берется в расчет. Хотя обладает всеми признаками специализированной отрасли экономики. К тому же сфера школьного питания– это социально значимый бизнес. При этом с общественным питанием имеет мало общего, ведь предприятия социального питания функционируют на постоплатной основе. Это значит, что продукты закупаются заранее, прибыль получают уже после предоставления услуги.
Да, мы все видели, как представители ресторанного бизнеса на глазах президента России сквозь слезы сетовали на проблемы и невзгоды, так внезапно обрушившиеся на их бедные головы. Рассыпались перед ним, жалобно прося о помощи. А кто-нибудь вспомнил о школьном питании? Нет. Школьные повара, как солдаты невидимого фронта, будут молча продолжать делать свое дело. Самостоятельно, никого не прося и особо не надеясь на помощь.
Потому что понимают: кризис закончится, – и помнят, что 1 сентября дети вновь вернутся за школьные парты. Так допустимо ли пускать под откос целую отрасль, которой, как оказалось, и вовсе нет? Нет, конечно, она существует, но как только дело запахло жареным, ею готовы пожертвовать.
Пришло время серьезно оценить сложившуюся ситуацию. Наконец увидеть, что, в отличие от агрессивно действующего ресторанного бизнеса, в арсенале школьного питания нет такого количества бизнес-инструментов, с помощью которых можно хоть как-то барахтаться или даже попытаться выплыть из бушующего океана кризиса. Да и возможностей тоже нет. По той причине, что отрасль за все долгие годы перешла в разряд «допустимых потерь» на случай крутых переломных экономических моментов. Как это сейчас и происходит.
В борьбе с коронавирусной инфекций закрылись более 100 тысяч объектов питания в образовательных учреждениях. Это значит потребителей в виде 17 миллионов учащихся, 6 миллионов дошкольников в российских детских садах попросту нет. Логично, что вместе с ними нет и нескольких сотен тысяч работников социального питания. А миллионы тонн отечественного продовольствия? Его тоже нет. Тем более нет государственной поддержки для доступного ценообразования, которой никак не дождаться.
Всего этого нет, но есть много противоречий в сфере нормативов, вроде как «необязательных» к применению рекомендаций по организации школьного питания. Ограничена величина торговой наценки, ассортимент столовых и школьных буфетов урезан, даже способы приготовления пищи – и те стали довольно скромными. И это все на фоне и без того низкой рентабельности социального бизнеса.
Почти половину года бизнес по школьному питанию не в силах не то что зарабатывать, а попросту работать. А кадры при этом вынуждены сохранить, причем обязаны выплачивать часть зарплаты и, соответственно, все полагающиеся взносы и отчисления в налоговую и социальные фонды.
В решениях и действиях властей видится только одно – если что, школьное питание пустят на заклание кровожадным богам великого кризиса. Потом разберемся – когда, сколько и кому.
Ситуация, которая не лучшим образом складывается сегодня в сфере социального питания, ставит под вопрос актуальность перехода на обеспечение учеников начальной школы бесплатным горячим питанием с 1 сентября этого года. А ведь требуется всего-то установить стандарты отрасли на федеральном уровне, принять нормативные акты по стандартам школьного питания и еще доработать несколько моментов.
Иначе, в новом учебном году дети останутся без президентского завтрака. Попросту некому будет его готовить».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин