Число погибших в результате взрыва в порту ливанского Бейрута превысило 100 человек. Однако официальнеы лица утверждают: это не итоговая цифра, потому как еще не все тела погибших извлечены из-под завалов. В общей сложности пострадали более 4 тысяч человек: сообщается, что раненых стали принимать в моргах, поскольку городские больницы переполнены. Мощный взрыв произошел в районе порта Бейрута накануне вечером, 4 августа. Урон нанесен множеству кварталов города. В силовых структурах Ливана рассказали, что взрыв прогремел в момент проведения сварочных работ. Премьер-министр Ливана Хассан Дияб уже заявил, что взрыв произошел из-за хранения на складе в морском порту столицы 2750 тонн аммиачной селитры в течение шести лет. О том, что означает произошедшее для всего Ближнего Востока – в авторской колонке израильского и российского публициста Авигдора Эскина.
2750 тонн нитрата аммония взорвались вчера в порту Бейрута, превратив город в зону бедствия. Число убитых точно не объявлено, но оно достигнет нескольких сотен. Президент США Дональд Трамп заявил со ссылкой на своих генералов, что это был организованный взрыв. Официальная ливанская версия не окончательная, но пока мы слышим оттуда, что речь идет о взрывчатом веществе и конфискованном властями Ливана в 2013 году. Зачем столь опасные вещества складировались в порту самого города?
Лидер ливанских друзов Валид Джумблат таки не верит официальным заявлениям. Согласно его информации, это могли быть склады террористического движения «Хезболла», а сама аммиачная селитра использовалась для изготовления взрывчатых веществ. Взрыв привел к немедленным жертвам. Больницы переполнены, и там царит хаос. Дело в том, что правительство уже более полгода не способно финансировать больницы. Врачи и медсестры работают только как представители сугубо частного сектора или как волонтеры.
Интересно, что именно Израиль и Иран поспешили предложить Ливану помощь. Это представляется несколько диковинно, но на самом деле – вполне органичная реакция. Израиль граничит с Ливаном, а его медицина - из лучших в мире. Такой жест понятен и еще раз указывает на то, каким цветущим садом мог бы быть Ближний Восток, если его правители и обитатели предпочли бы орала мечам. Израиль ведь принял в своих больницах более пяти тысяч сирийцев в ходе гражданской войны там. Поэтому никто не удивился израильскому предложению помощи. Что же касается Ирана, то его возможности в сфере медицины весьма ограничены, особенно с учетом нехватки оборудования и невысокого уровня персонала. Все это усугубилось санкциями. Тем не менее, Иран контролирует террористическое движение «Хезболла», которое является в Ливане одной из основных политических сил. Его интерес к Ливану понятен.
Помощь раненым и захоронение убитых – это немедленная проблема номер один. К ней прибавим бедствие сотен тысяч людей, лишенных крова. Власти Бейрута говорят о том, что уйдет несколько месяцев на обустройство пострадавших домов. Сотни тысяч беженцев на улицах Бейрута сегодня. Мало кто знает, но 80% товаров массового потребления, включая провизию и предметы первой необходимости в Ливане – это импорт. И он поставлялся через порт Бейрута. Он был гордостью Ближнего Востока и олицетворял его цветущую и сказочную сторону. Отныне порта в Бейруте нет.
Соседствующая Сирия едва ли способна играть какую-то роль в спасении жителей Ливана, в прямейшем смысле слова. Существенный вклад мог бы внести Израиль. Но едва ли такое возможно. Движение «Хезболла» сделает все, чтобы сорвать возможную гуманитарную миссию Израиля. Они скорее обрекут страну на голод, нежели согласятся на доставку товаров первой необходимости через порт в Хайфе. В Ливане уже около года идет медленным ходом гражданская война. Правительство не функционирует полгода. Сейчас сотни тысяч жителей Западного Бейрута (преимущественно сунниты) оказались без крова. Их реакция на бедствие не может не усилить конфликта между ними и шиитской «Хезболлой». Можно также предположить, что немало христиан и друзов укажут на «Хезболлу» как на виновника случившегося. Прибавим к этому ожидаемое на днях решение Международного суда по убийству пятнадцать лет назад премьера Рафика Харири. Там будет вынесен приговор движению «Хезболла». А дальше остается только гадать, что теперь ждет Ливан. И ожидаемая реальность может очередной раз перехлестнуть все апокалипсические гадания.
Фото: Instagram / @Lebanon