В канун нового учебного года благотворительная организация «Детские деревни – SOS» провели опрос о распространении буллинга в школах. Исследование показало, что травля – это серьезная проблема, которая в той или иной форме касается почти всех детей. По данным опроса среди взрослых, 87% ответили, что сталкивались в своей жизни с травлей – и чаще всего это происходило в школе. В роли жертвы буллинга побывали 47% из тех, кто с ним сталкивался, а вот в том, что сами были зачинщиками, признались лишь 13%. Также участники опроса считают, что жертвой буллинга могут стать не только дети, выделяющиеся из общей массы, но и вообще кто угодно. При этом 42% опрошенных родителей детей школьного возраста сообщили, что их дети сталкивались с травлей в школе. О том, ко в первую очередь рискует оказаться жертвой травли и почему сейчас широкое распространение получает кибербуллинг - в авторской колонке кризисного психолога Павла Пономарева.
«Прежде всего, следует определиться с терминологией. Под буллингом (травлей) понимается агрессивное преследование школьника (группы школьников) со стороны другого. Основа буллинга - раздражающая непохожесть субъекта, которая является условием насилия в стрессовой для группы ситуации.
Существуют две основные формы травли: психологическая форма травля - это угрозы, насмешки, клевета, бойкот и т. д.; физическая - толчки, побои, насильственные действия, порча имущества жертвы.
В «группу риска» в школе, как правило, попадают двоечники, отличники, вундеркинды, дети с отличающимся от стандартного, мировоззрением (так называемые «белые вороны»), физически слабые, ущербные и больные дети, дети, гиперопекаемые родителями, дети учителей или их любимчики (иногда ябеды или зачисляемые в таковые).
Также в числе жертв буллинга могут оказаться не имеющие современных гаджетов (или имеющие недоступные другим детям), а также дети бедных (богатых, особых) родителей.
Чаще объектами издевательств становятся дети и подростки, обладающие повышенной чувствительностью, показывающие свою «слабость» (тревогу, страх, обиду или злость).
Почему это происходит? Причина травли находится, как правило, не в особенностях жертвы, а в особенностях группы и актуальной (чаще кризисной) ситуации. Один и тот же ребенок может быть изгоем в одной группе и своим в другой. Кризисная ситуация может стать стартером для начала травли непохожего (случайного) школьника, который объявляется виновником в сложившейся ситуации и страданиях группы.
Стало ли буллинга больше? Буллинг возрастает и меняет свои формы. Рост данного негативного явления во многом связан с проявлением насилия и агрессивных актов в обществе, и освещение их в СМИ. Развитие наркомании и алкоголизма среди подростков также увеличивает количество эпизодов буллинга.
Из-за чего травят чаще всего? Это зависит от конкретного класса, принятых неформальных норм, а также стиля управления классом со стороны педагогического состава. Например, в элитной школе будут чаще травить вундеркинда из бедной семьи, тогда как в обычной школе объектом травли будет ребенок с психическими отклонениями. Не всегда демократический стиль управления классом со стороны помогает предотвратить буллинг.
Зачем травлю снимают на видео? В информационном обществе буллинг трансформируется и становится средством удовлетворения потребности, связанной с желанием быть интересным для скучающей публики. Не сама необычность субъекта, а желание агрессора стать известным и популярным («звездой») толкает его на преступные действия. Сегодня активно развивается интернет-травля – пресловутый кибербуллинг. Следует указать на незначительные правовые последствия для агрессора, если он не достиг определенного возраста. Лавры героя в школе более привлекательны, нежели страх формального осуждения со стороны родителей и других взрослых людей».
Фото:unsplash.com