Кризис, вызванный пандемией коронавирусной инфекцией, заметно сказался на российской экономике, и в частности, на рынке труда. По мнению специалистов, теперь его ждет длительный период восстановления докризисных показателей. Эксперты РИА «Рейтинг» для оценки положения на рынке труда в российских регионах провели исследование и высчитали индекс рынка труда по итогам прошлого года. Индекс рассчитывался на основе агрегирования ряда показателей. Благодаря ему, можно определить не только уровень занятости в том или ином субъекте, но и оценить привлекательность для потенциального работника конкретного региона страны для трудоустройства и дальнейшей работы. О том, почему в регионах сложился столь отличающийся друг от друга рынок труда, и за счет чего удается сохранять занятость населения – в авторской колонке руководителя Института региональной экспертизы Дмитрия Михайличенко.
«Согласно результатам проведенного исследования, по итогам 2019 года наилучший индекс рынка труда (уровень оплаты, занятость, емкость рынка труда и т.д.) зафиксирован в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области. Все остальные субъекты значительно отстают: ХМАО, Тюменская область, Татарстан, Красноярский край, Ленинградская и Свердловская области. Замыкает десятку лидеров Башкортостан. Показательно, что последние восемь позиций рейтинга занимают национальные республики (Тыва, Ингушетия, Чечня и т.д.).
Нынешний год внес коррективы: емкость рынка труда уменьшается. Затянувшееся восстановление индекса промышленного производства и сектора услуг создает структурные проблемы именно в развитых регионах, тогда как в сугубо дотационных регионах ситуация ухудшилась в меньшей степени. Они по-прежнему зависят от трансфертов Центра, а в период пандемии федералы увеличили трансферты. Иными словами, дотационность регионов растет, однако в краткосрочной перспективе это не сильно сказывается на социально-экономической ситуации в таких субъектах федерации. Денег там и до пандемии было мало, а сейчас перспективы роста очень туманны. Коронавирус ухудшил ситуацию, но не кардинально.
В июле число безработных достигло максимума за восемь лет – 4,6 млн. человек. Власти увеличили до прожиточного минимума пособия, что отразилось на показателях роста официальной безработицы. В тех же кавказских республиках, Псковской и Нижегородской области больше людей стали получать пособия по безработице, на которую теперь можно прожить. Ранее пособия выплачивались в размере нескольких тысяч рублей в месяц, и многие безработные не считали нужным вставать на учет.
Федеральный центр не может долго выплачивать пособия по безработице на уровне прожиточного минимума, а сокращение выплат несет угрозу социального напряжения.
Безусловно, Москва и Петербург за счет емкости труда в состоянии быстро восстановить рынок труда, а для регионов – это трудноразрешимая проблема.
Потенциалом для восстановления экономики в ближайший год-два обладают промышленно развитые регионы (Красноярский край, Свердловская область, Тульская область, Башкирия). Нефтяной Север страдает от сокращения объёмов экспорта нефти и газа. В регионах российского автопрома, ориентированных на внутренний рынок (Нижегородская, Ульяновская, Самарская область) падение темпов производства еще выше.
Примерно 10-15 регионов с развитой промышленностью (Тульская область, Свердловская область, Татарстан, Башкирия) способны создать достаточное количество рабочих мест для восстановления рынка труда. Сюда же стоит добавить нефтяной север, Сахалин и НАО. Впрочем, миграционные потоки не прекратятся. Напротив, в ближайшие годы следует ожидать усиления миграционных потоков в центр, однако условия на рынке труда в Москве и области будут ухудшаться. С учетом сокращения трудовых ресурсов (вследствие демографической ямы) потенциал для увеличения доли мигрантов из Центральной Азии на рынке труда России большой. Но актуален вопрос и качества рабочих мест: постепенно мигранты будут вытеснять россиян с рынка труда. Сначала в центре, азатем - в регионах. Речь не только о низкооплачиваемых видах работ, эта тенденция характерна и для более широкого спектра профессий (водители, врачи, строители и т.д.). Мигранты дешевле и готовы больше работать: это значимые преимущества, позволяющие выиграть конкуренцию.
В условиях пандемии вероятно сокращение и региональных бюджетов на 2021 год. Многие регионы превратятся в пространство социальной деградации, перспективы экономического развития которых затруднительны. Из мер властей, способных амортизировать негативные тренды на рынка труда: зонтичная работа с инвесторами, создание особых экономических зон (Тульская область, Татарстан, Башкирия, Саратовская область, Московская область) и качественное администрирование работы малого бизнеса. Но далеко не все регионы могут себе позволить проводить активную экономическую политику: Мордовия, Костромская область и Удмуртия, например, медленно, но верно сокращают свою производственную базу, ждут дотаций из Центра и медленно ухудшают свои социально-экономические показатели».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева