Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

Политолог – о внимании России к постсоветскому пространству: «Есть общественный запрос»

Флаг
Россия остается стабилизатором обстановки на постсоветском пространстве.

Россия вот уже почти 30 лет с момента развала СССР по сути остается центром всего постсоветского пространства и главным миротворцем. Последний самый яркий пример – введение миротворческого контингента в Нагорный Карабах, что помогло остановить кровопролитие и прекратить войну между Нагорным Карабахом и Азербайджаном. В Белоруссии, где после президентских выборов начались массовые протесты, Россия заняла взвешенную позицию. И несмотря на многочисленные провокации, нарушить дружеские отношения между двумя странами не удалось. Россия и Беларусь остаются ближайшими союзниками. О внешней политике Москвы на постсоветском пространстве, новых вызовах читайте в личном взгляде ведущего аналитика Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Михаила Нейжмакова:

«В России постсоветское пространство воспринимается политизированной общественностью прежде всего как зона конкуренции Москвы с ведущими международными игроками (например, с США или Китаем). В действительности крупные игроки далеко не всегда стремятся глубоко погружаться в проблемы этого региона (например, профильные эксперты в США в свое время критиковали руководство своей страны за недостаточное внимание к ситуации вокруг Карабаха, считая, что таким образом Вашингтон отдает инициативу Москве).

Однако рисков для России в случае дестабилизации обстановки в зоне досягаемости ее границ это не отменяет. Недаром российскому руководству при Борисе Ельцине в 1990-х пришлось потратить немало усилий именно по реагированию на ситуации, связанные с конфликтами на пространстве бывшего СССР, несмотря на куда меньшие объемы ресурсов.

Кроме того, в России существует общественный запрос на активную внешнюю политику, в том числе в отношении постсоветского пространства. Да, в период пандемии и экономического кризиса этот запрос менее ярко выражен. Тем не менее мы помним, что общественные настроения могут быстро меняться. Еще в начале 1990-х в мейнстриме были лозунги в духе «зачем кормить союзные республики» и содержать ВПК, а уже в 1993 году на думских выборах лидировала ЛДПР, ассоциировавшаяся с призывами как раз к наступательной внешней политике (этот запрос – не единственная причина тогдашнего успеха этой партии, но и данный фактор забывать не стоит).

В 2012-м и большую часть 2013 года внешняя политика не была в центре внутрироссийской политической повестки, но уже в 2014 году «Крымская весна» приводит к серьезным изменениям и во внутриполитической сфере. Также не будем забывать, что запрос на активную внешнюю политику характерен для заметной части избирателей, входящих в базовый электорат Владимира Путина.

Наличие у части россиян родственников в государствах постсоветского пространства и влияние диаспор играют здесь определенную роль, но все же этот аспект, насколько можно судить, оказывает менее явное влияние на внешнеполитический курс Москвы по сравнению, например, с воздействием аналогичных факторов на внешнюю политику в США».

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева

Сюжет по этой теме
15 декабря 2020, 13:22

Итоги-2020: срывая маски

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Сюжет по теме:
Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.