В Кремле провели семинар для вице-губернаторов, на котором были названы лидеры и аутсайдеры по уровню доверия среди глав субъектов. Так, в список лидеров по уровню доверия главе региона вошли Чеченская Республика, Адыгея, Курганская и Курская области, а также Ямало-Ненецкий автономный округ. Таким образом, речь идет о Рамзане Кадырове, Мурате Кумпилове, Вадиме Шумкове, Романе Старовойте и Дмитрии Артюхове. По данным РБК, в списке аутсайдеров оказались Республика Хакасия, Владимирская область, Хабаровский и Красноярский края, а также Кемеровская область. Регионы возглавляют Валентин Коновалов, Владимир Сипягин, Михаил Дегтярев, Александр Усс и Сергей Цивилев соответственно. О том, почему аутсайдеры могут удержаться, а их коллеги стать жертвами очередного «губернаторопада», «ФедералПресс» рассказала директор экспертно-аналитического центра «Северо-Запад», политолог Екатерина Колесникова:
«В настоящее время, оценивая эффективность губернаторов, федеральный центр прежде всего пытается спрогнозировать возможные риски в единый день голосования – 2021. Исходя из того, что «Единой России», по словам источников, дали «наряд» на 45 процентов, говорить об успехе правящей партии в Хабаровском крае, Хакасии, Владимирской области, конечно, на сегодняшний день не приходится. Но, на мой взгляд, если в регионах, где у руля стоят губернаторы – не единороссы, сейчас провести рокировки, то даже тот самый не очень популярный Михаил Дегтярев с легкостью может стать новым народным героем в глазах хабаровчан.
Или возьмем для примера Владимира Сипягина, которого избрали по большому счету вопреки Светлане Орловой (губернатор Владимирской области до 2018 года). Несмотря на его регулярную критику (лечение от коронавируса в Москве, экономические проблемы в регионе, внутриэлитные столкновения), жители Владимирской области, скорее всего, отреагируют на нового врио, присланного в канун кампании в Госдуму, крайне негативно. Ровно так же и в Хакасии.
А поскольку наши сограждане очень хорошо почувствовали «улицу», то вместо ожидаемого положительного эффекта от смены «ненадежных» глав регионов Центр рискует заполучить новые массовые протесты. Главная проблема нашего общества в том, что сейчас крайне тяжело предугадать его настроения и реакцию на те или иные события. И на улицу наше общество сейчас будут снова и снова пытаться вывести, организаторы январских протестов в том числе. Логика будет простой: «Мы избрали Коновалова, Сипягина! Это наш выбор! Нам не нужен ваш Иванов из «Единой России»!» И дальше по сценарию Хабаровска после ареста Сергея Фургала: «Верните нам нашего губернатора!».
Плюс можно себе представить то, как отреагируют на досрочное увольнение своих партийцев в КПРФ и ЛДПР. Это тоже выльется и в новые элитные противостояния, и в уличные протесты в регионах.
Поэтому я думаю, что Центр не рискнет проводить «весенний губернаторопад» в регионах, которыми управляют выходцы из ЛДПР и КПРФ, а обновит корпус частично в регионах ближе к октябрю-ноябрю. Либо обновления этой весной коснутся тех регионов, где работают губернаторы-единороссы, не получающие сейчас большую поддержку населения и не сумевшие удержать/поднять рейтинги «Единой России».
Также, несмотря на категоричность заявления представителей Кремля, что «никаких расторговок с оппозицией в эту кампанию быть не может», думаю, что без этого все равно не обойдется. Поскольку договоренности и взаимные уступки являются неотъемлемой частью политического процесса.
В настоящее время, на мой взгляд, губернаторам и внутриполитическим блокам в регионах важно достичь прочных договоренностей именно с региональными элитами. Заключив хотя бы временный пакт о ненападении, сообща можно отработать достаточно эффективно. Ведь зачастую накачкой протеста занимаются не столько уличные оппозиционеры-беспризорники или несистемщики, а как раз местные ФПГ, имеющие свои представления о том, какой политический курс для их регионов является правильным».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Выборы-2021