Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Журналист о чайлдфри: «Это люди, которые работают на экономику страны»

В России хотят приравнять чайлдфри к экстремистам

В России звучат предложения о том, чтобы приравнять чайлдфри, феминизм и фурри к экстремизму. По мнению авторов идеи, реализация предложения позволит защитить подростков и детей от влияния деструктивного контента в соцсетях и интернете. Почему инициатива может создать опасный прецедент и действительно ли чайлдфри – экстремисты? Разбирался политический обозреватель «ФедералПресс» Рустам Юнусов.

«Для начала нам необходимо разобраться, кто же такие «чайлдфри»? Давайте обратимся к современным социологическим исследованиям. Они склонны полагать, что это неоднородное движение. Так, среди представителей чайлдфри могут быть как реджекторы, которые ненавидят маленьких детей и им неприятно все, что связано с процессом деторождения, так и «откладыватели», которые не могут однозначно ответить на вопрос о желании иметь детей. Вторых, кажется, больше, чем первых, особенно если речь идет о крупных городах, будь то Москва или Санкт-Петербург. На такую тенденцию, конечно, влияют условия жизни. Среди знакомых моего возраста достаточно много «чайлдфри», но они не относятся к реджекторам. Таким людям кажется, что ребенок – это дорого. Из самых приблизительных подсчетов, например, только на кружки в столице можно потратить от 5 до 60 тысяч рублей в месяц, не считая затрат на еду, школьные принадлежности, медикаменты, одежду и прочее. При совместной зарплате молодой семьи даже в 100-120 тысяч такие траты просто нереалистичны. Особенно, если еще приходится снимать жилье.

Однако проблема заключается не только в деньгах. Молодые семьи не видят своего будущего – что будет через пять лет со страной, будут ли их специальности востребованы на рынке, не произойдет ли очередной обвал рубля, который в последнее время каждый день показывает свою нестабильность, а зарплаты не растут.

При этом добавляет соль на раны конфликт поколений. Более возрастные родители склонны советовать своим детям рожать внуков побыстрее, а то «часики тикают». «Мы вот рожали, у нас даже своего угла не было, ничего, вот тебя, такого молодца вырастили», – говорят они. И зачастую не осознают, что за последние 30-40 лет в России сменилась, как это было модно называть в прошлом, общественно-экономическая формация. На смену плановой экономике пришла рыночная со своими законами жанра, где возрастают все возможные риски, но открывается больше возможностей. Поэтому люди склонны выбирать сначала карьеру, а потом семью, но не наоборот. Так что сама идея «чайлдфри», как это ни странно, созвучна нашей эпохе. И когда люди говорят, что они не хотят детей, то не стоит винить в этом некую деструктивную идеологию. Зачастую речь идет просто о выборе, причем временном.

Сегодня человек не осознает, что хочет детей – завтра его мнение уже изменилось. И таких примеров масса среди моих знакомых, которые радикально отказывались от деторождения, но теперь публикуют в Инстаграм сторис со своими малышами. Так что чайлдфри в России – это не воинствующая митингующая масса, а зачастую экономически активные люди, выбравшие временно или постоянно такой стиль жизни.

Вторая причина, по которой ограничивать любые сообщества чайлдфри, незачем – это возраст аудитории таких сообществ. РКН апеллирует к тому, что они оказывают деструктивное влияние на детей. Однако часто ли дети всерьез интересуются такими сообществами? Или часто ли для них актуален вопрос выбора – рожать или не рожать? Конечно, вряд ли. Ничего для детей деструктивного нет, потому что зачастую серьезный вопрос о продолжении рода ставят взрослые люди. Поэтому, предположим, это контент все же для взрослых. Насколько он деструктивен в данном случае, тоже не очень ясно. В отличие от сектантского мышление выбор рожать или не рожать детей вполне рационален.

Теперь следует взглянуть на ситуацию с иной стороны. Как уже неоднократно признавалось различными экспертами, понятие «экстремизм» в российском законодательстве весьма и весьма размытое. Если раньше оно ассоциировалось с призывами к государственному перевороту, пропаганде насилия или возбуждение ненависти и вражды, то теперь эти рамки оказались размыты. Дело даже не в юридических основаниях, а скорее в обыденном мышлении. Как можно допустить признание экстремистами людей, которые в силу различных причин не хотят иметь детей? Чайлдфри – это не могущественная организация, финансируемая из-за рубежа, не люди с автоматами и даже не те, кто может претендовать на звание разжигателей национальной или религиозной розни. Это все те же люди, которые работают на экономику страны, выполняют свой гражданский долг, платят налоги.

Идеями о запрете чайлдфри у нас в стране пытаются расширить рамки трактовки «экстремизма». Экстремистами, в таком случае, можно считать всех «не таких». Если точка зрения человека отличается от поддержанной большинством или записанной в обновленном варианте Конституции РФ, то он автоматически становится преступником?».

Фото: ФедералПресс / Елена Сычева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.