Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Алексей Тузов о мировом логистическом кризисе: «Может привести к дефициту некоторых товаров»

По словам эксперта, нужно ускорить модернизацию инфраструктуры
По словам эксперта, нужно ускорить модернизацию инфраструктуры

В ноябре 2021 года мировая логистика столкнулась с нарушением привычных цепочек поставок и ограничениями в грузопотоках. На границах Белоруссии, Польши и Литвы собрались километровые очереди грузовых автомобилей, на одном из пограничных пунктов российско-китайской границы в сутки проезжают 70–80 фур, хотя его пропускная способность – 300 грузовиков. А в портах Приморского края скопились суда, которые ожидают погрузки и разгрузки уже несколько дней. О причинах возникновения мирового логистического кризиса и перспективах его разрешения рассказал независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов:

«Российская промышленность может пострадать от дефицита материалов, а потребители – ощутить резкий рост цен практически на все товары из-за ограничений автомобильных перевозок между Белоруссией, Польшей и Литвой. Из-за политических разногласий между странами Польша закрыла один из шести автодорожных пограничных переходов, а на остальных образовались очереди. Через эту границу проходит около 10 % российского импорта, а именно – сырье для продуктов питания, медицинские изделия, упаковка. Дневной простой одной фуры обходится компаниям-перевозчикам в 500 евро или более 40 000 рублей, что, несомненно, негативно отразится на ценах для конечных потребителей.

Из-за «антиковидных» ограничений квот на въезд большегрузов и увеличенного трафика грузовых автомобилей на российско-китайской границе происходит похожая ситуация. Потребительский ажиотаж на онлайн-покупки, сформировавшийся еще во время пандемии коронавируса, не снижается до сих пор, что значительно увеличивает трафик на популярных автомобильных маршрутах. Порты Находки и Владивостока переполнены грузами для Камчатки, Сахалина, Колымы, Чукотки – в эти регионы за две последние недели отправлено более 2 000 контейнеров. Объем грузопотока через макрорегион растет с каждым годом из-за развития внутренних перевозок, экспорта, импорта и транзита.

На сегодняшний день не только в Приморском крае, но и в других крупных мировых портах наблюдаются затруднения. В корейском Пусане, китайских Шанхае, Нинбо и Яньтане, бельгийском Антверпене и нидерландском Роттердаме, крупных портах США, Канады и Африки суда также ожидают обслуживания, а некоторые мировые грузоперевозчики приостанавливают прием заявок в порты Японии.

Основной причиной роста грузоперевозок по всему миру стало отсутствие резерва товаров и комплектующих у мировых компаний на период «пандемийных» ограничений. В свою очередь, транспортные коллапсы стали причиной роста инфляции – в стоимость товаров закладываются и увеличившиеся цены на автомобильные и морские перевозки, издержки из-за простоя контейнеров и большегрузов. Долгое ожидание на границах может привести к дефициту некоторых товаров, даже тех, которые производятся в России из импортного сырья или компонентов. Очевидно, что существующие логистические схемы перестали обеспечивать своевременную доставку грузов из-за резкого роста спроса на перевозки и вышеперечисленных причин. В связи с этим необходимо ускорить модернизацию железнодорожной и морской инфраструктуры, увеличить инвестиции в расширение пропускной способности портов и пограничных пунктов, а также нарастить объемы контейнеров для перевозок грузов.

Скорее всего, логистический кризис продлится до февраля 2022 года, когда в связи с китайским новым годом грузопоток импорта и экспорта в страну сократится. Однако проблема с нарушением логистических цепочек не решится и после праздников, добавляет неопределенности и новый штамм коронавируса, который угрожает полной самоизоляцией Поднебесной. Задержки в доставке и рост цен на грузоперевозки снова негативно отразятся на мировой экономике. Чтобы этого не произошло, правительствам стран необходимо увеличивать инвестиции в транспортную инфраструктуру: расширять пропускные способности логистических хабов и наиболее загруженных маршрутов. Например, на развитие транспортной инфраструктуры Дальнего Востока по разным подсчетам требуется от 2 до 4 трлн рублей. Часть средств можно получить за счет привлечения частных инвесторов. Для этого в регионе созданы территории опережающего развития, резиденты которых получают льготы для бизнеса взамен вложений.

Очевидный дефицит мощностей как морских, так и сухопутных терминалов станет стимулом роста капиталовложений в транспортную отрасль. К примеру, пять инвестиционных проектов на общую сумму 112,9 млрд рублей будут реализованы в Заполярье для строительства транспортно-логистического комплекса. Он будет обеспечивать работу Северного морского пути (СМП) в Мурманской области.

Всего в России до 2030 года планируется инвестировать в транспортную отрасль 60 трлн рублей. Это позволит расширить пропускную способность транспортных узлов и портов и в дальнейшем избежать логистических коллапсов».

Фото: ФедералПресс / Елена Сычева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.