Международные платежные системы рассказали об опасениях, которые могут помешать им конкурировать с местными игроками. Как пишет «Коммерсантъ», среди рисков МПС – протекционизм регулятора, развитие систем быстрых платежей и выход новых игроков на платежный рынок. Член комитета ГД по промышленности и торговле Евгений Нифантьев – о том, как себя чувствуют Visa и Mastercard в России на самом деле:
«На днях Visa и Mastercard, которые по сути являются монополистами на мировом рынке платежных систем, пожаловались на то, что их «выдавливают» из России. Так ли это на самом деле?
Если сравнить стоимость эквайринга в Европе и в России, то у нас он в разы выше. Сегодня торговое предприятие платит за эквайринг от 1,5 до 2,5–3 % от всех платежей, совершенных безналичным путем.
Учитывая максимальное удобство бесконтактных платежей и, что немаловажно, безопасность в условиях пандемии, сейчас безналичные платежи занимают доминирующую долю в расчетах за товары и услуги. И получается, что сегодня эквайринг – это по сути дополнительный оборотный налог для предприятий.
И иногда средства, которые они вынуждены платить банкам за эту услугу, превышают чистую прибыль предприятий.
Экономист об отключении России от SWIFT: «Запад не стрельнет себе в ногу»
Но каждой монополии когда-то приходит конец. Центробанк создал Систему быстрых платежей (СБП) с тарифами кратно ниже, чем у Visa и Mastercard, поэтому, конечно же, торговые предприятия будут стараться всячески внедрять у себя систему быстрых платежей.
Вопрос в том, что сегодня СБП еще не так удобна при бесконтактной оплате с мобильных устройств при помощи QR-кодов. Но с ее дальнейшим развитием и доработкой, конечно же, у нее будет взрывной рост.
Разумеется, Visa и Mastercard должны быть к этому готовы. И, на мой взгляд, было бы правильно, если бы со своей стороны они сделали шаг навстречу покупателям и торговым предприятиям, снизив тарифы интерчейндж, что приведет к снижению стоимости эквайринга в целом и как следствие – к снижению конечных цен на товары и услуги.
Траты на эквайринг любого розничного предприятия сегодня составляют больше одного процента от всего оборота предприятия. В связи с этим удивляет, что, с одной стороны, платежные системы жалуются на вытеснение с российского рынка, а с другой – регулярно повышают тарифы. В сентябре прошлого года Visa сообщила, что с 1 февраля 2022 года повышает часть межбанковских комиссий при оплате товаров: для супермаркетов с 1 до 1,3 %, а крупные магазины мебели, бытовой техники и курьерские службы лишаются льготного тарифа.
На мой взгляд, в современных реалиях справедливым решением стало бы государственное регулирование ставок интерчейндж как минимум на социально важные категории товаров».
Фото:ФедералПресс / Полина Зиновьева