В Общественной палате РФ под эгидой Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник» и МГУ имени М. В. Ломоносова прошла V Международная конференция «Идентификация коммуникации в новой нормальности». Глава медиахолдинга «ФедералПресс», акционер «Ведомостей» и председатель попечительского совета Фонда развития медиа коммуникаций и информационного общества Иван Еремин выступил с докладом «Социальная значимость института традиционных СМИ». Он подробно рассказал, с какими вызовами сегодня приходится сталкиваться традиционным СМИ, почему меняются предпочтения у потребителей медиаконтента и за кем будущее информационного общества.
«Сегодня картина медиапотребления стремительно меняется, и на первый план выходят мобильность, удобство и способы трансляции. Цифровые платформы стали важнейшими инструментами этой трансляции и доставки контента до конечного потребителя. СМИ вынуждены соответствовать реалиям времени: мультиплатформенность и мультиформатность стали базовым условием выживания для СМИ любого уровня.
Стоит признать, что в системе коммуникации «Автор – ретранслятор – аудитория» первостепенная роль также сменилась. Если в прошлом веке ее играл автор или источник, то сегодня мы видим, что именно цифровые платформы, выступающие в качестве трансляторов контента, в современных реалиях заняли главенствующее место в системе коммуникаций. По факту сегодня мы являемся с вами свидетелями материализации парадигмы классика постмодернизма, французского философа Ролана Барта, повествующего о «смерти автора» в современной культуре и информационном обществе. Мы видим, как происходит размывание значения фигуры автора и его репутации. Также имеет место снижение первостепенности места автора или источника в системе социально-государственных коммуникаций. Все это приводит к девальвации источника (смерти автора по Барту) и к распространению и укреплению жизнеспособности фейков. И сегодняшний день – тому самый яркий пример: президент США объявил о дате военного вторжения, и эта новость и ожидание уже живут своей жизнью, вне контекста источника. Нонсенс для 20 века.
Еще один важный момент, который бы я хотел упомянуть – СМИ постоянно находятся в высококонкурентной среде. Это и конкуренция между собой внутри отраслевых форматов: телевидение, радио, интернет, печатные издания. Это и конкуренция с соцсетями, блогерами и так называемыми лидерами общественного мнения, которые в открытую говорят, что они и есть СМИ. Ну и конечно, мы сегодня вынуждены конкурировать с цифровыми экосистемами, которые по своей природе нацелены на экспансию в соседние отрасли и поглощение максимального количества аудитории, имея при этом мощный финансовый ресурс.
И какова же судьба СМИ в этих условиях? Я уверен, что СМИ являются уникальным социальным институтом информирования общества, в системе существования которого заложены механизмы саморегулирования и профессиональной обработки информации. Некоторое время назад отдельные прогрессивные представители нашего сообщества были настроены сбросить классические СМИ с корабля современности.
Однако сейчас даже самые большие скептики признают – в условиях бесконечного информационного многообразия, безграничной доступности вещания посредством платформ аудитории нужны качественные фильтры информации, нужны гаранты ее качества и неангажированности. И в этом качестве у СМИ пока нет конкурентов. И вот почему:
Во-первых, СМИ поставляет готовый продукт, а не полуфабрикат или сырье. Для производства качественного контента нужны материальные и человеческие ресурсы, нужна образовательная база и компетенции, которыми органически обладают именно СМИ.
Во-вторых, роль СМИ в коммуникационной среде аналогична роли хирурга в медицине. Каждый второй человек на Земле, наверное, считает себя способным лечить или информировать, но реальную пользу приносят только дипломированные медики и медийщики. Безусловно, все субъекты информационного пространства, в той или иной степени, берут на себя функции информирования аудитории. Однако только СМИ несут морально-этические и правовые ограничения, связанные с этой функцией.
Всю эту специфику необходимо учитывать, когда речь идет о регулировании медиасреды – будь то решения сообщества в части саморегулирования или государственные решения, отраженные в законодательных актах и практике правоприменения.
Однако потребительские мотивации, как и информационные технологии, постоянно меняются.
Вследствие переизбытка фактуры и распространения некачественной информации у аудитории формируется запрос на качественный контент, вновь растет ценность качественной информации. И сегодня это ярко отражается и на потребительских предпочтениях.
Аудитория с каждым годом придирчивее относится к выбору контента. Кризис доверия к источникам и ретрансляторам приводит к движению участников информационного общества вырабатывать новые правила саморегулирования, которые смогут вернуть доверие аудитории. Примером тому может служить недавняя инициатива представителей отрасли по подписанию меморандума о противодействии фейкам, в рамках которого фактчекинговая экспертиза возложена именно на традиционные СМИ.
Очевидно, что мы вступаем в какой-то новый этап трансформации информационного общества, при котором формируются новые ценностные ориентиры у аудитории, и это подстегивает всех участников рынка быть заинтересованными в выработке новых правил игры.
Это понимание постепенно приходит как к игрокам индустрии, так и к государственным институтам.
Хотелось бы, чтобы и представители государства, отрасли и бизнеса также учитывали эти тенденции в своей работе».
Информационный деловой партнер – Журнал «ФедералПресс. Business Review»
Фото: ФедералПресс, ФедералПресс/Виктор Вытольский