Московский скоростной диаметр будет открыт в 2023 году. Транспортная магистраль призвана соединить районы столицы и связать более 40 районов Москвы с населением более 5 млн человек. Директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко уверен, что МСД уменьшит количество заторов в Москве и улучшит городскую экологию:
«Проект московских скоростных диаметров – это очень давняя история. Он присутствовал еще генплане Москвы 1971 года. Сейчас фактически это объединение двух хорд, которые и ранее планировались к реализации: Северо-восточной и Юго-восточной. Они замыкаются в единую скоростную сеть.
Действительно, с точки зрения правильной организации транспортных потоков, в городе уличная дорожная сеть должна быть двухконтурной. Скоростные хайвеи полностью изолированы от городской застройки, на них нет пересечений в одном уровне, лимитировано количество примыканий и нет светофоров. Это необходимо для транзита между дальними районами города.
Низовая же сеть принципиально другая. Это низовые уровни, где есть пересечения в одном уровне, транспортная функция является лишь одной из функций, есть прямой доступ к зданиям.
Особенностью советской градостроительной политики было то, что даже магистральные улицы были широкими, но улицами. Вспомним советские проспекты Москвы – Ленинградский, Комсомольский. С одной стороны, они широкие, предназначены для пропуска больших потоков автотранспорта. С другой стороны, светофоры и пешеходы находятся с ними на одном уровне. Конечно, в советские годы машин было очень мало, и в основном дороги предназначались для общественного транспорта, тогда это еще как-то работало. Сейчас это уже не работает. Нам нужно прийти к тому, к чему уже пришла Америка, Европа и Азия: вынести скоростные дороги на отдельные уровни.
У нас есть такие скоростные дороги: Новорижское шоссе, часть Третьего транспортного кольца.
То, что сейчас появляется отдельный контур скоростных хайвеев – очень хорошо. К сожалению, он не всеобъемлющий: юго-западная часть Москвы будет от него изолирована в силу того, что там уже сложилась низовая сеть дорог, и что-то туда встроить уже невозможно.
Но хотя бы половина территории столицы будет охвачена таким контуром. Это чрезвычайно разгрузит МКАД и Третье транспортное кольцо и позволит в целом в городе существенно сократить пробки.
Кроме того, появятся новые скоростные маршруты, которые связывают между собой северо- и юго-восток Москвы.
Проект поспособствует в том числе и улучшению экологии. Дело в том, что самый вредный для окружающей среды режим использования автомобиля – когда машина то едет, то останавливается на светофорах. Так выбрасывается в разы больше загрязняющих веществ, когда мы сравниваем со спокойным передвижением автомобиля без остановок. Чем больше будет скоростного движения, тем меньше бензиновые двигатели будут загрязнять воздух.
От этого проекта одни плюсы, и никаких минусов».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева