За 2021 год в мире было реализовано 6,5 млн электрокаров. По прогнозам аналитиков, спрос на электромобили будет увеличиваться на 10 % ежегодно. Какие страны будут лидировать по объемам продаж электрокаров и насколько эти автомобили будут востребованы в России – в авторском материале независимого эксперта транспортной отрасли Алексея Тузова:
«Политика мировых держав по ограничению вредных выбросов CO2 ведется во многих странах, правительства которых стимулируют граждан приобретать автомобили на электротяге. Например, во Франции при покупке электромобиля владелец получит компенсацию в размере тысячи евро, в Германии – четыре тысячи евро. Кроме того, в ФРГ обладатели электромобилей освобождены от уплаты транспортного налога. Данные преференции стран Европы способствуют увеличению объемов продаж электрокаров. Жители стран Евросоюза за прошлый год приобрели 2,3 млн электромобилей, в то время как в России этот показатель составил 2254.
Отсутствие спроса на электрокары в России объясняется не только их высокой стоимостью (от 6–7 млн рублей), но и недостатком зарядных станций на территории страны. Например, к концу 2021 их количество составило 529 штук на 100 крупнейших городов России, при этом одна ЭЗС одновременно может обеспечить зарядом до четырех электромобилей. К концу 2024 года в России дополнительно должны появиться более 9 тысяч станций для зарядки электрокаров в 12 регионах.
Многие автопроизводители, например, BMW, Mercedes, Volvo, Hyundai, в прошлом году анонсировали выпуск новых моделей электромобилей в 2022 году. Также автоконцерны планируют решить и вопрос с электрозаправочными станциями. Например, компания Tesla уже обеспечила своих клиентов 30 000 единицами скоростных зарядок Supercharger, расположенных на всей территории США. Помимо этого, на электромобилях в 2022 году планируется устанавливать более прогрессивные источники питания (например, суперконденсатор с принципом накопления энергии). Разработчиками инновационных батарей являются известные производители электромобилей и стартапы. Таким образом, большинство развитых стран заинтересованы в масштабном переходе на электротранспорт и делают все возможное для того, чтобы электрокары стали доступнее для потребителей. При этом планы западных производителей электрокаров могут разительно измениться, в связи с дефицитом никеля и других элементов, используемых при создании аккумуляторов для электрокаров. Причиной этому станет ввод санкций в отношении России из-за обострившейся геополитической ситуации, соответственно, отсутствия возможности импортировать это сырье из РФ.
В 2015 году в РФ продавалось всего 3 модели электромобилей –Tesla, Nissan Leaf и Mitsubishi i-MiEV, в 2021 году уже 16 – JAC, Jaguar Audi, Porsche и другие. Однако в настоящий момент некоторые производители приостановили поставки электромобилей и комплектующих в РФ.
При этом в середине 2022 года Hyundai анонсировал появление в России электрического хэтчбека Ioniq 5, а немного позже – седана Ioniq. Так как бренд не прекращает работу в России, скорее всего, новинки все-таки будут доступны нашим соотечественникам.
Российские автоконцерны также стремятся наладить выпуск электрокаров. Стимулом для этого стала государственная политика импортозамещения: развитие российских разработок и локализация производства иностранных компаний. Дополнительной мотивацией для автопроизводителей станут повышение утилизационного сбора и рост таможенных пошлин на произведенные за рубежом электрокары в 10 раз. Помимо этого, в марте 2022 года, Минпромторг и Росатом объявили о начале производства электромобилей, укомплектованных российскими аккумуляторами, и первая партия должна появиться уже в 2023 году.
В ближайшие годы сокращение стоимости литий-ионных батарей для электромобилей, которая составляет 30 % от общей их стоимости, а также постепенное расширение электрозарядочной сети, останутся основными драйверами роста спроса на электрокары в мире.
Есть и другие способы стимулировать развитие сегмента электромобилей. В прошлом году Правительством РФ был согласован план. Его реализация будет проходить в два этапа: до 2024 года российские автоконцерны должны выпустить не менее 25000 авто на электротяге, до 2030 года доля производимых электрокаров в РФ должна увеличиться до 10 %. Для этого российские власти планируют инвестировать в проекты автоконцернов в Калининградской, Липецкой, Самарской областях около 800 млрд рублей. Однако, с учетом текущей геополитической ситуации, сроки по электрификации автопарка страны могут быть пролонгированы».
Фото: Jan Woitas / ZB / globallookpress.com