Западные социальные сети и платформы продолжают участвовать в информационной войне против России, утверждают эксперты. Почему «дружба и жвачка» оказались мифом и какие выводы из текущей ситуации можно сделать? Об этом рассуждает руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по противодействию распространению недостоверной информации, общественному контролю и безопасности сети «Интернет» Александр Малькевич:
«На фоне многочисленных нарушений российского закона технологическим гигантом, его активной позиции в происходящей сейчас информационной войне против России и вынужденных жестких мер регуляторов кажется, что бигтех все это время был настроен против нас. Но на самом деле IТ-гиганты не раз уверяли нас, что Россия является для них ценным рынком и ради его удержания они готовы сотрудничать с нашими регуляторами. Правда, такая любовь продолжается до первого же препятствия. Конечно, наши пользователи и наш рынок приоритетным выбором в политических играх американцев никогда не являлись и не будут являться.
Например, когда весной 2021 года Роскомнадзор замедлил Twitter из-за неудаления противоправного контента, компания вышла на диалог с регулятором, выразив готовность в приоритетном порядке удалить оставшиеся запрещенные материалы и повысить скорость реагирования на требования РКН. Соцсеть даже предложила организовать прямую линию связи между подразделениями Роскомнадзора и службой модерации Twitter. Правда, хватило такого рвения ненадолго. Началась информационная война против России – вернулся и деструктив на платформу.
Другой пример – это признанная экстремистской организаций Meta*, руководство которой уверяло нас, что не заблокирует свои соцсети в РФ и будет делать все возможное, чтобы люди могли получать информацию со всего мира и эта информация была достоверной и реальной. Что ж, сами они свои соцсети действительно не заблокировали: зачем самим «марать руки», если можно вынудить сделать это руками российского регулятора? Мне кажется, очевидно, что компания, которая так печется о своих пользователях, не станет разрешать публиковать призывы к насилию в их отношении.
Но больше всех нас уверял в мире, дружбе и жвачке Google. В компании говорили, что российская аудитория очень важна для IТ-гиганта, поэтому он приложит все усилия, чтобы работать в нашем правовом поле. В апреле прошлого года после встречи с комиссией Госдумы по расследованию фактов иностранного вмешательства в дела России корпорация пообещала удалить весь контент, противоречащий российскому законодательству, причем в ближайшее время. Представители компании были, видимо, в таком хорошем расположении духа, что даже согласилась обозначить на карте Курилы как часть РФ.
Однако уже в конце мая Google оштрафовали на 3,5 миллиона рублей за выдачу ссылок на заблокированные ресурсы, а в июне на корпорацию завели еще три протокола за неудаление запрещенных материалов. Пожалуй, если бы был конкурс на самую быструю амнезию, IТ-гигант получил бы первый приз: так быстро о своих обещаниях мало кто забывал.
Глава YouTube пообещала сделать все возможное для работы сервиса в России. По словам Сьюзан Воджицки, YouTube считает свободу слова одной из основных ценностей, но когда речь идет о работе с правительством какой-либо страны, компания «должна учитывать множество аспектов».
История на этом не заканчивается. В сентябре Сьюзан Воджицки в интервью Bloomberg TV сказала, что видеохостинг крайне заинтересован в том, чтобы работать в России, и барахтается как мышка в молоке в претензиях российского регулятора, чтобы взбить масло рабочих отношений. Заявила, что компания, безусловно, уважает закон и, хотя основная ценность видеохостинга – это свобода слова, все-таки есть национальное право и его надо уважать. «Думаю, что мы хотим обеспечить работу и обслуживание аудитории в максимальном объеме, в том числе и в моменты, когда есть вопросы с властями, – сказала господа Воджицки. – Как всегда, мы сделаем все возможное, чтобы разрешить противоречия». Правда, на следующий день видеохостинг нарушил российский закон, запрещающий цензуру в отношении отечественных СМИ, видеохостинг удалил сразу два немецкоязычных канала RT – без возможности восстановления.
В конце октября состоялась повторная встреча депутатов с Google. Вопросов к корпорации, как нетрудно догадаться, меньше не стало. Однако директор YouTube по взаимодействию с органами государственной власти в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) Марко Панчини все так же уверял в самых благих намерениях корпорации и в том, что она очень старается работать по закону. И на самом деле удалила уже половину противоправного контента, просто для более тщательной модерации не хватает технических возможностей. А то, что Курильские острова не переименовала, так это не совсем так поняли, переименовать они в принципе не могут из-за политики компании. Ведь для спорных территорий на «Google Картах» всегда используются адреса без упоминания страны и административных единиц. А вообще корпорация «не занимает чью-либо сторону в территориальных спорах и стремится предоставлять объективную информацию о регионах, вызывающих разногласия».
В общем, завтраками нас компания накормила знатно. Очень хотелось им верить, только вот слова Google всегда расходились с ее действиями. Противоправный контент не удалялся: корпорация даже стала первой в России, кто получил за это оборотный штраф на 7,2 млрд рублей. Цензура наших СМИ из туманной и с расплывчатыми объяснениями превратилась в четко обозначенный курс видеохостинга YouTube. 11 марта 2022 года он решил больше не стесняться и публично заявил, что блокирует российские медиа, которые, по его мнению, финансируются государством.
С апреля 2020 года РКН выявил у Google порядка 60 случаев дискриминации наших медиа. А на YouTube сейчас 12 тысяч запрещенных материалов, в том числе информация экстремистских организаций, таких как «Правый сектор»** и националистический полк «Азов»***. А где же «мы готовы удалять противоправный контент»? А как же «мы должны учитывать местные законы и особенности»? Все забыли, как только усилилось давление американского истеблишмента. Как оказалось, верить западным IТ-гигантам было категорически нельзя, мы для них были и всегда будем лишь товаром и средством зарабатывания денег. А наша безопасность никому из них не нужна – как и их собственные благородные принципы и правила. Так, может, если к нам такое отношение, то и мы уже избавимся от своей вечной доброты и доверчивости и наконец перейдем на жесткий язык, который они понимают?».
*Meta – экстремистская организация, запрещена в РФ.
**Правый сектор – экстремистская организация, запрещена в РФ.
***«Азов» – экстремистская организация, запрещена в РФ.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева