Top.Mail.Ru
Общество
Свердловская область
0

Филолог о моде на роман про геев: «Женские фантазии о несбыточном»

Читательницы
Читательницы пытаются найти уют в фантазиях о пионерах

В соцсетях активно обсуждают роман Елены Малисовой и Катерины Сильвановой «Лето в пионерском галстуке», посвященный любви двух советских юношей и неожиданно ставший бестселлером среди любительниц фанфиков. Несмотря на то, что в нем не акцентированы сексуальные сцены, в книге одновременно увидели ЛГБТ-пропаганду, карикатуру на геев, клевету на СССР и даже женоненавистничество. Действительно ли книга заслуживает такого внимания, и почему российские женщины полюбили героев романа, «ФедералПресс» рассказала кандидат филологических наук, доцент УрФУ Татьяна Хоруженко:

«Я, если честно, не совсем понимаю весь хайп вокруг «Лета в пионерском галстуке». Я эту книгу не читала и не собиралась, просто потому, что тематика мне не близка. Но мне очень грустно, что о литературе у нас чаще всего говорят в двух контекстах: «отвратительно, запретить» или «о, великий классик». Между этими полюсами есть еще много разного и на любой вкус.

Второй момент, о котором на волне хайпа все забывают: максимальный тираж, который мог быть у этой книги, – 3000 экземпляров. Возможно, пару раз допечатывали, плюс роман есть на онлайн-площадках. Но тогда все равно при суперблагоприятных условиях роман прочитали около 50 тысяч человек максимум. В масштабах страны это смешно.

Вообще фанфикшен и литература встречаются очень редко, потому что они удовлетворяют две совершенно разные потребности. Человек пишет фанфик, когда хочет поселиться в мире, который придумал сам. А произведение автор пишет, если не может не писать. По стилю это может быть не всегда заметно, но изначальные интенции принципиально разные. А бестселлерами они становятся, если попадают в читательский запрос. Когда выстрелили «50 оттенков серого», оказалось, что у многих читательниц есть схожие фантазии.

Я не уверена, что «Лето в пионерском галстуке» – это фанфик. По-моему, это просто роман, который вышел в нишевом издательстве (а не у монополистов) и затрагивает табуированную в обществе тему. Авторы хотели этот феномен как-то исследовать. Получилось или нет – это другой вопрос.

Сама по себе тема пионерского детства всплывает, мне кажется, потому что это некоторое понятное и безопасное воспоминание о прошлом. Думать о нем можно по-разному. В конце концов, в «Пищеблоке» Алексея Иванова пионеры – вообще вампиры. И ничего, никто не оскорбился.

В целом люди ищут то, где им уютно. Но я не уверена, что максимально уютным для российского читателя станет мир с ЛГБТ. Это скорее будут детективы, фантастика или романы о семье. То есть что-то более традиционное – все-таки у нас в массе своей консервативные читатели. С другой стороны, женщины не только больше читают, но и больше готовы к разным экспериментам (например, волосы женщины перекрашивают чаще мужчин) и в целом несколько толерантнее. История про любовь двух красивых мальчиков – это своего рода фантазия о несбыточном и, возможно, проекция некоторых своих чаяний о поведении мужчины в любви.

Роман выстрелил, потому что у некоторого количества людей появилась потребность узнать / прочитать / подумать о других формах любви (в том числе в СССР). Изначально это была рыночная история: есть запрос, может быть не артикулированный четко, – есть товар. Надо признать, что «молодые взрослые» от 18 до 35, которые и являются целевой аудиторией издательства в целом, любят читать про разнообразие мира и отношения в нем. Потом прибежали оскорбленные. Теперь многие пойдут читать просто потому, что им стало интересно, что же вызвало такую волну негатива».

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press / globallookpress.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.