Специальная военная операция идет полным ходом на всех фронтах, в том числе информационном. Тема интересна, так как волей-неволей мы все оказались на нем, да и обсуждения этого фронта идут такие же жаркие, как и обсуждения хода сражений на полях прямых столкновений. Какие ресурсы на этом фронте ушли и что придет им на замену? Личным взглядом с «ФедералПресс» поделился интернет-технолог, член Ассоциации интернет-технологов, соучредитель компании «Деловая репутация» Владимир Курков.
«Instagram* – бывший любимчик всего политического сегмента, после Telegram. Социальная сеть была заблокирована в России в середине марта 2022, а ее фирма-владелец была запрещена и объявлена экстремистской организацией. Согласно исследованию Mediascope? в августе аудитория Instagram* составила 10,7 млн пользователей против 37,8 миллиона в феврале. Если 10 миллионов россиян пользуются заблокированной социальной сетью, можно ли признать попытку блокировки провалившейся? Эвакуация не удалась. В сухом остатке: сейчас минимум 10 миллионов граждан России находятся на добровольно оставленном правительственными силами участке информационного поля боя. Ситуация не кажется нормальной. Можно было бы списать на то, что замолчали официальные каналы, но есть же еще и неофициальные! Однако даже они частично остановлены.
И тут возникает ряд вопросов. Первый: что делать? Первый вариант – «запрещающий». Правительство должно сделать все, чтобы численность граждан России, пользующихся Instagram*, стремилась к нулю в сжатые сроки. Второй вариант – возобновить работу в этой сети, несмотря на враждебную среду. Да, все аккаунты губернаторов, министерств могут заблокировать, да от их имени могут подать информацию, порочащую Россию, – но это могут сделать и сейчас, пока наши «орудия информационной борьбы» добровольно молчат.
И тут несколько путей. Во-первых: нужно возобновить и продолжать ведение всех уже подконтрольных площадок – официальных и неофициальных – с транслированием своей позиции по СВО. Да, придется подбирать контент и формулировки, но это лучше, чем молчание. Во-вторых, в социальной сети остались сотни, тысячи крупных групп которые продолжили транслирование новостной повестки. В масштабах страны надо обеспечить, чтобы ключевые паблики регионов были под контролем, иначе высока вероятность, что эти ресурсы перейдут в руки наших врагов. Не важно, будут это либо покупка групп либо прямые договоренности с админами и объяснение текущей ситуации с постановкой на контроль каждого из них. Да, это может быть трата денег, да, это похоже на тотальный контроль – но представьте, что будет, если топ-5 пабликов регионов купят оппоненты и планомерно начнут «бить» с них. А паблики продаются – у всего есть цена.
В-третьих, самое время начать взращивать мысль о том, что Instagram* нарушает наши права, блокирует пророссийский взгляд на СВО, и только мы, простые пользователи, посредством репостов в сторис, собственных постов, корректировкой аккаунта или написания комментариев можем спасти ситуацию на этом участке фронта. Наш опыт 2022 года показал, что когда начинаешь выстраивать работу с пабликами, лидерами мнений, аудитории охотно заходит и государственный контент, он получает высокие показатели вовлеченности. А при правильном подходе он начинает формировать ее мнение. Площадки становятся точками дискуссий, работа с которыми позволяет как снимать настроения аудитории, так и доносить собственные мысли и тезисы.
Instagram* – запрещенный сервис, принадлежащий компании Meta*, признанной в России экстремистской организацией.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева