Молодые россияне выросли буквально с телефонами в руках, и это, несомненно, повлияло на их восприятие действительности. Об особенностях онлайн- и офлайн поведения современного поколения рассуждает Вадим Ампелонский, заместитель председателя правления Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ):
«Мы привыкли считать, что представители поколения Z, рожденные с 1997 по 2012 год, взаимодействуют с технологиями на ты, спокойно внедряют инновации во все сферы своей жизни и не представляют ни дня без гаджетов. По сути, так оно и есть, однако и у этого поколения существуют свои «пунктики», которые людям постарше кажутся крайне удивительными.
Если вы росли в начале 90-х, то, наверное, у каждого из вас дома был обычный стационарный телефон на проводе, который ваши родители могли часами использовать для разговоров с родственниками и друзьями. Да и вы, скорее всего, частенько звонили своим школьным товарищам и подолгу занимали линию. У современного поколения все происходит совершенно наоборот и долгие разговоры по телефону для них не в фаворе. Так, к примеру, по данным сервиса «Билайн.Аналитика», средняя продолжительность разговора по мобильному телефону среди молодежи в России составляет около одной минуты, и это не просто разовые наблюдения, а регулярная тенденция.
Не только российская молодежь не жалует использование телефонов по их прямому назначению. Нежелание, а порой и откровенный страх общения по телефону фиксируется у молодых людей по всему миру. Как отмечает директор отдела клинических психологических исследований Университета Джона Хопкинса Элисон Пападакис, у поколения Z и миллениалов гораздо меньше опыта разговора по телефону, потому что для них основным способом общения стали текстовые сообщения.
Удивительно, как циклична культура общения: после столь бурной эры телефонии мы снова возвращаемся к тексту. Тем не менее за этой тенденцией скрываются и тревожные звоночки. Избегание живого диалога, пусть даже по телефону, свидетельствует о проблемах с социализацией в офлайне. Молодежь старается максимально избежать реального контакта с людьми. Интересный кейс по решению проблемы существует в США. Так, американка Мэри Джейн Коппс создала целую терапию для борьбы с телефонной фобией. Первым шагом женщина предлагает полностью отказаться от любых текстовых сообщений на три дня. Также Коппс назначает даты, в которые будет неожиданно звонить своим клиентам, чтобы приучить их к импровизации во время живого общения. Ведь ладно незнакомые люди, некоторые подростки и с собственными родителями предпочитают общаться с помощью текста.
Другой причиной столь сильной нелюбви к телефонным разговорам являются многочисленные спамеры и мошенники. Избавляться от подобных страхов нужно не только усилием воли, но и превентивными действиями. Так, необходимо повышать собственную цифровую грамотность, чтобы знать, как реагировать, и не впадать в ступор, если вам звонит «официальный представитель очень серьезного ведомства» и просит продиктовать свои паспортные данные и код от карты.
Кроме того, стоит бороться и с первопричиной таких звонков – утечками данных, что сейчас активно делается на законодательном уровне. Многие крупные компании идут навстречу государству и обществу, повышая свою ответственность в этом вопросе, но есть и «черные дыры» – например, VPN-сервисы: большинство из них нарушают закон и бесконтрольно собирают данные пользователей и перепродают их третьим лицам, в итоге пополняя базы злоумышленников все новыми и новыми контактами».
Фото: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press / globallookpress.com