Министерство транспорта России предложило запретить таксистам работать более 12 часов в сутки. О том, как скажется нововведение на работе перевозчиков, в каком положении сейчас находится рынок, и как принятие нового закона о такси, который вступит в силу в сентябре 2023 года, повлияет на цены, «ФедералПресс» рассказал представитель общественного совета по развитию такси в УрФО Владимир Герасименко:
«Новый закон полностью перекраивает и рынок труда, и рынок перевозок легковым такси и создает условия для их легализации.
Сейчас ситуация такая, что 98 % перевозчиков работают в тени. Таксопарки, которые остались в Свердловской области, можно пересчитать по пальцам одной руки, все остальные – самозанятые, которые на сегодняшний день находятся вне закона. Никто не несет ответственности, никто не контролирует режим труда и отдыха: человек скачал приложение агрегатора, и уже считает себя таксистом. Водители спят в машинах, работают по 20 часов в сутки. Соответственно, из-за этого все время увеличивается число ДТП.
С 1 сентября 2023 года, когда вступит в силу закон о такси, эта категория таксистов будет легализована. Водитель будет вынужден работать только положенное время, а если он переработает, агрегатор будет обязан отключить его от приложения.
Закон дает право перевозчику формировать, утверждать и рассчитывать тарифы на перевозку. Ранее это делал агрегатор, и водители были недовольны или даже отказывались от поездки, когда цена даже не восполняла их расходы. Теперь ценообразование будет определять перевозчик в зависимости от времени суток, от класса комфортности, и за 3 дня до принятия стоимости услуг к исполнению перевозчик обязан разместить тарифы на сайте. Конечно, если он установит прайс в два раза больше, чем на рынке, то 99 % пассажиров откажутся с ним ехать, но одного, может, это и устроит.
Если новые нормы будут вводиться резко, то количество перевозчиков резко сократится. Произойдет отток водителей-подработчиков, которые выполняют по 3–4 заказа: им будет невыгодно соблюдать закон. Стоимость полиса ОСАГО, который необходимо приобрести таксистам, оценивается в 60–70 тысяч рублей, в то время как для простого автомобиля она составляет 6–7 тысяч. Если самозанятый будет брать автомобиль с разрешением, то он должен платить за аренду – и это тоже невыгодно. Они уйдут, но могут вернуться те, кто ушли раньше из-за низких заработков. Придут новые таксисты, которые понимают, что закон защищает их и от агрегаторов, и от пассажиров.
Стоимость услуг будет повышаться – это связано с повышением стоимости всего на свете: и запчастей, и ОСАГО, и расходных материалов, и обслуживания автомобиля. Все растет в цене кратно, в то время как цена на поездки держится практически на уровне 4–5-летнего максимума».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева