С самого начала спецоперации партии говорили о том, что значительную часть кандидатов от них будут составлять участники спецоперации. Речь шла не только о военных, но и о медиках, волонтерах и общественниках. Политобозреватель и редактор «ФедералПресс» по регионам ЮФО и СКФО Андрей Гусий о том, почему история циклична и к чему пришли политики:
«История циклична – это вполне относится и к политике. Мы же помним, как в период коронавируса все партии говорили о том, что медики – герои, им будет отдаваться предпочтение при выдвижении от партии, будет поддержка.
Прошло время, и от партий кандидатами традиционно пошли представители различного бизнеса, представители групп влияния.
И вот наступило время спецоперации и выборов, в том числе и в новых регионах России, где введено военное положение.
Если оценить предварительные списки кандидатов, то можно понять – слова о предпочтениях в адрес участников спецоперации оказались, мягко говоря, преувеличенными. Количество их минимально.
Нет, конечно же, можно сказать, что спецоперация еще продолжается, поэтому и участников пока недостаточно. Но при этом надо понимать: много тех, кто по различным причинам покинул линию боевых действий, вернулся в родные муниципалитеты.
Проблема в том, что участники спецоперации – не та категория бюджетников, которых можно по разнарядке добавить в списки кандидатов. Да и сами военные прекрасно понимают, что все равно пройдут согласованные представители того же самого бизнеса.
Представьте себе, что рядовой участник спецоперации должен потратить полученные в зоне боевых действий деньги на то, чтобы поиграться в политику. Мы же понимаем, что шансов на победу у него практически нет, что по объективным, что по субъективным причинам. Не семье средства дать, не на реабилитацию, а на то, чтобы стать кандидатом. Конечно же, на это никто не пойдет.
Дополнительно сказывается и дистанцирование россиян от политики, которое наращивалось последнее, наверное, десятилетие. Политика – это где-то там и у них, такое представление есть в обществе.
Как итог, участникам спецоперации политика не интересна и планы партий разбились о реальность. Наверное, это даже к лучшему. Бойцам важнее поддержка в бытовой и социальной сферах, а не в возможности увидеть свою фамилию в бюллетене на выборах.
Хотя со стороны политтехнологов было бы правильным поставить в списки, например, экс-бойца «Вагнера». Наличие «оркестранта» в качестве кандидата – это мощнейший информационный повод. Но есть один нюанс – отношение к политикам после некоторых заявлений и решений чиновников у «Вагнера» не самое хорошее. Им отказывали в похоронах, лечении и так далее.
В любом случае, ничего нового на выборах не произошло. Согласованные кандидаты и бюджетники по разнарядке для количества.
Но важно: не надо думать, что так только в России. Политика не терпит случайных людей не только у нас в стране, но и в других государствах. Так что партиям надо работать над помощью, а не над созданием видимости участия военных в региональной политике».
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова