В минувшую субботу в России произошла попытка вооруженного мятежа. Бизнесмен Евгений Пригожин отправил на Москву отряды вооруженных бойцов своей частной армии ЧВК «Вагнер». Директор Института новейших государств, политолог Алексей Мартынов в ходе круглого стола ЭИСИ рассуждает о причинах пригожинского мятежа, целях восстания и личной роли президента РФ Владимира Путина в урегулировании ситуации.
«В интересное время живем. Еще неделю назад вряд ли кто-то мог бы предположить, что такое возможно.
Налицо ложное понимание того, что происходит, и зачастую базирующееся на жизни в социальных сетях. Реальная жизнь сильно отличается от жизни в телеграме. Понимаете, человек погрузился в виртуальное пространство, но в итоге сошел с ума, и произошло то, что произошло.
Конечно, ничем бы это не могло закончиться. Наше общество мгновенно, мгновенно сориентировалось и консолидировалось вокруг власти. Мы ведь получили массу прививок от подобных вещей за последние тридцать лет. Живые реальные участники специальной военной операции, ветераны, силовые структуры объединились вокруг президента, вокруг флага, вокруг Центра.
Обращу внимание и на реакцию жителей новых регионов России. Люди, погруженные в процесс, в почти десять лет гражданской войны, наверное, могли бы по-разному реагировать. Но посмотрите, какое единство в оценках они проявили, однозначно поддержали официальные власти, президента Владимира Путина и российские официальные структуры.
Это дорогого стоит. Состояние людей, которые оказались в эпицентре событий, тоже было стабильным. Ну, например, Ростов: никто не растерялся, спокойно, четко осудили, была масса роликов по этому поводу.
Осудили по-своему, по-свойски. Никто, за редким исключением, не ударился в панику – ни в Ростове, ни по всей стране.
Да, все замерли в ожидании того, как будут развиваться события. Но абсолютно вся страна, все общество было уверено, что этот мятеж будет подавлен.
Другой вопрос, что были определенные шансы разрешить кризис без жестких мер, и эти шансы были использованы. Да, конечно, под определенным углом такие внешние имиджевые потери неминуемы. Но в такие минуты, когда на чаше весов, с одной стороны – жизни людей, а с другой стороны – имиджевые потери, то очевидно, что для нас важнее жизни людей. Что, собственно, и было сделано. Разрешение этого кризиса стало возможно только с личным участием, благодаря личной воле президента Путина. И я думаю, что несмотря на то, что он там лет десять жизни на этом оставил, тем не менее он выполнил главную функцию президента. Президент – гарант Конституции, гарант безопасности людей».
Фото: kremlin.ru
Мятеж ЧВК «Вагнер»