Несмотря на уход западных ИТ-компаний, российский рынок интернета и программного обеспечения растет быстрыми темпами: появляются новые продукты и совершенствуются уже существующие. Директор Центра компетенций по глобальной ИТ-кооперации Вадим Глущенко оценил развитие российских ИТ-продуктов и обозначил основные векторы развития индустрии:
«Прошлогодний массовый уход зарубежных игроков с российского ИТ-рынка стал для нас этаким «холодным душем». Но мы это пережили. И хорошим подспорьем стал ряд решений государства по поддержке отрасли, которые были предусмотрительно приняты еще несколько лет назад. В итоге в 2022 году Рунет вырос на 29 % по отношению к 2021 году, а вклад интернет-экономики в экономику России составил 12,2 трлн рублей.
Российская ИТ-индустрия не рухнула, а сконцентрировалась и достойно продолжает работу в новых условиях. Мы наблюдаем увеличение масштабов внедрений отечественного ПО, заказной разработки, повышение спроса на российскую облачную инфраструктуру (IaaS), а также расширение аудитории российских интернет-компаний и цифровых платформ.
При этом наибольший прирост демонстрирует сфера разработки компьютерного ПО. В определенных сферах отечественные решения традиционно сильны и конкурентоспособны – к примеру, кибербезопасность. Это направление развивается не только крупными компаниями, но и стартапами, количество которых с января 2023 года удвоилось.
Мы вполне в состоянии не копировать, а создавать новые цифровые продукты под свои задачи. У нас есть аналоги зарубежных продуктов практически для каждого необходимого базового функционала, в том числе и для бизнеса. Аналоги зарубежного ПО востребованы на российском рынке.
В январе-мае 2023 года продажи отечественного ПО в рознице выросли, по разным данным, в 2,5–6 раз в сравнении с аналогичным периодом 2022. Наибольшим спросом среди потребителей в России пользуются операционные системы «Ред ОС» и Uncom OS, пакет офисных приложений «Р7-офис», а также антивирусы Kaspersky и Dr.Web.
И, конечно, наши мессенджеры, видеохостинги и другие онлайн-платформы позволяют россиянам не оставаться без привычных цифровых сервисов не только для работы, но и для развлечений. К примеру, альтернативами Facebook* являются «ВКонтакте» и «Одноклассники», функционал YouTube выполняют RuTube и VK Видео, а для любителей коротких роликов существуют Yappy и VK Клипы.
Кстати, Минцифры сейчас готовит обзорную карту, на которой отражены ИТ-решения, имеющие российские аналоги, а также те продукты, которым предстоит найти замену. Утвердить «ИТ-ландшафт» планируется до сентября 2023 года. Предполагается, что карта станет руководством к действию в части развития недостающих решений: предприниматели смогут понять, как и чем они смогут заместить свои потребности в ПО, а разработчики увидят свободные ниши рынка.
Очевидно, что одним из ключевых моментов в развитии отечественной ИТ-сферы стала смена парадигмы мышления у потребителей софта, на которую повлиял упомянутый уход западных компаний с нашего рынка. Российские производители сейчас имеют стимул развиваться, и очень желательно, чтобы потребители не дали этому стимулу затухнуть. Важно продолжать пользоваться нашим ПО, давать разработчикам обратную связь, чтобы мы не «забуксовали».
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова
* META PLATFORMS INC. ВНЕСЕНА В ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРРОРИСТОВ И ЭКСТРЕМИСТОВ, ЗАПРЕЩЕНА В РОССИИ
Эксклюзивы «ФедералПресс»