Введение геймингового функционала в видеохостинг YouTube представляет опасность для пользователей. В чем она заключается, рассказал первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич:
«Не так давно в Сети появилась новость следующего содержания: Google начала тестировать игры на своем видеохостинге YouTube. Причем не какие-то, а казуальные – простейшие игры, без сложных правил, без глубокого сюжета, в которые совершенно не нужно вникать. Включаешь в любой момент и залипаешь на часы, перекидывая карты или собирая заказы в виртуальном кафе. Идеальный тренажер поверхностного мышления.
Не знаю, как отреагировало большинство людей, прочитавших об этом нововведении. Скорее всего, никак, что и понятно: не самое волнующее событие, по крайней мере на первый взгляд. Но у меня эта новость вызвала тревогу. Потому что это не рядовое событие. Если Google действительно сподобится реализовать проект, получивший название Playables, то YouTube, который уже немало влияет на жизни миллионов людей, станет еще более тяжелым наркотиком.
Все идет к полному закрытию всех потребностей расслабленного гедонистического разума. Сейчас я по порядку объясню, почему внедрение в видеохостинг геймингового функционала не сулит ничего хорошего, а, напротив, представляет опасность.
Уже сегодня YouTube затягивает, и затягивает серьезно. Огромное количество роликов от самых коротких до многочасовых, рекомендаций, пестрящих с экрана яркими картинками с зазывающими надписями, разнообразие контента, который в реальности зачастую сделан по одним шаблонам. Все это позволяет окунуться в омут пассивного «отдыха», где единственные твои действия – редкое клацанье мышкой или быстрый комментарий под видео. Причем «отдыха» такого, от которого потом нужно дополнительно отдыхать. Просидеть несколько часов на YouTube, лечь из-за этого в четыре часа ночи с опустошением в мозгу, а порой и головной болью. Такой сценарий знаком многим.
Разве это выглядит как здоровый способ расслабиться? Мой ответ – однозначно нет. Безусловно, не все пользователи могут быть настолько азартны и увлечены. Кто-то посмотрит видео 15 минут раз в пару дней, и этого будет достаточно. Все мы разные, бесспорно. Но сама платформа организована так, чтобы человек провел там максимальное количество времени. А компания, соответственно, получила больше денег, ведь ее основной интерес – увеличение рекламной прибыли. За один только первый квартал 2023 года реклама на видеохостинге принесла Google до 6,69 миллиарда долларов. В прошлом году этот показатель был даже больше. Именно поэтому YouTube поощряет бездумное потребление и множит своих верных адептов. Поэтому, если вы стойкий солдатик и никогда не смотрели слишком много роликов, вам повезло. Но не каждый может похвастаться такой сдержанностью. Для склонных к зависимости людей это – настоящая бездна.
Что такое просмотр роликов, как не быстрое удовольствие? Механизм «открыть видео – получить награду; повторить энное количество раз» работает отлично. На такое очень легко подсесть, а слезть «с иглы» уже сложно. Даже если осознаешь, что сформировавшаяся привычка вредит твоей жизни. Но система же все предусмотрела! Когда бесцельное прожигание времени ощущается особенно тяжело, можно включить «Пять способов увеличить продуктивность» или «Как перестать прокрастинировать» на YouTube.
Глава направления «Культура и тренды» YouTube Кевин Алокка еще несколько лет назад заявлял, что зрители сами формируют платформу: дескать, то, что происходит на видеохостинге, является прямым отражением культуры в целом. Как будто алгоритмы всегда прислушиваются к пользователям и совершенно не искажают картину? Однако мы уже знаем, что на сервисе почти не работают кнопки «не интересно» и «не нравится», подросткам, любящим видеоигры, зачем-то подсовывают ролики об оружии, а детей учат конкретному политическому мышлению, подталкивая к либеральному контенту. И это только часть из множества примеров того, как YouTube «отражает культуру».
Крайне сомнительные механизмы рекомендаций, обилие контента, который лучше бы никому не смотреть, и бесконечная погоня за привлечением зрителей по принципу «как можно больше и любым способом». Видеохостинг создает собственную культуру и организует поведение контентмейкеров так, чтобы они ее поддерживали. Какие только глупости не делались YouTube-блогерами ради просмотров, и даже относительно безобидные видео, залетающие в топы на платформе, чаще всего – откровенная «жвачка для мозга».
Тем не менее, хотя алгоритмы видеохостинга и подсовывают популярные ролики всем подряд без разбора, открывать и смотреть их – выбор самих пользователей. Примитивный контент заходит, потому что его готовы потреблять: массы всегда хотели хлеба и зрелищ. Но и что же теперь, давать им желаемое, совершенно не заботясь о пользе? Веками развивать всеобщее образование и популяризировать литературу и искусство, чтобы прийти к многочасовому залипанию на YouTube? Видимо, в Google это считают нормой. И теперь они собираются усугубить ситуацию.
Раньше подсевший на YouTube человек, устав от многочисленных видео, наконец, закрывал сайт или приложение. Теперь же он сможет просто перейти к играм! Максимально упрощенный пользовательский путь: не нужно открывать специальный сайт, не нужно ничего скачивать. Открываешь раздел с играми, выбираешь одну и продолжаешь успешно прожигать время.
Именно на это Google решил потратить свои финансовые и человеческие ресурсы вместо того, чтобы решить намного более насущные вопросы. Или наконец разобраться с модерацией контента. По данным 2022 года, свыше 7 тысяч незаконных материалов на платформе оставались неудаленными. Но это, конечно, не слишком волнует бигтех. Зачем работать над качеством контента, если можно зарабатывать на новом функционале. Что будет дальше, остается только догадываться. Понадеемся, что хотя бы у российского пользователя сработает инстинкт самосохранения и он трижды подумает, прежде чем нажимать на злополучную красную иконку».
Фото: Alexander Legky / Global Look Press / globallookpress.com