Корпорация Google известна не только своими инновационными разработками, но и резонансными скандалами со своим участием. Очередной скандал связан с действиями ИТ-гиганта в отношении рекламодателей – реклама размещалась на площадках с нарушением договорных обязательств. Заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Виктория Федосова рассказала «ФедералПресс», как корпорация поступается собственными принципами ради увеличения прибыли:
«На самом деле, скандалы сопровождают корпорацию Google уже на протяжении почти 20 лет, и мы только сейчас стали обращать на это более пристальное внимание. Те инструменты, которые имеются у Google, они стали направлять против российского интернет-пространства и наших пользователей.
Что касается их нечистоплотных практик – в зарабатывании денег Google не гнушается ничем, даже принципами свободы. Напомню, что в середине 2000-х годов Google занимался разработкой проекта цензурируемого интернета со встроенными механизмами блокировки запросов вроде «студенческие забастовки», «права человека», которые не подходили под китайский рынок. Настолько было велико желание остаться со своими клиентами в Китае, что Google пошел на это.
Позднее американское правительство надавило на компанию, она свернула этот проект, но тем не менее... Кроме того, репутация на рынке не раз подрывалась скандалами с домогательствами со стороны топ-менеджмента, скандалами внутри компании, касающимися их корпоративной культуры. Кроме того, огромный скандал был в 2015–2018 годах, когда стало известно об утечке персональных данных более чем 50 миллионов пользователей. Можно представить масштабы проблем, через которые Google переступил и продолжает пользоваться статусом монополиста.
Что касается частных пользователей, для которых безопасность более приоритетна, они могут сделать выбор в пользу других поисковых систем. По крайней мере, для российских пользователей такая опция доступна – не пользоваться Google, который может привести клиента, например, к мошенникам, которые сами запрограммируют механизмы поиска и оставят нужные номера для, казалось бы, проверенных сайтов тех же авиакомпаний.
Как показал недавно резонансный случай с фактом мошенничества, когда человек пытался дозвониться по номеру авиакомпании, а позвонил мошенникам. Уже на последнем этапе, когда чуть не отдал все явки и пароли, обнаружил обман. Google отмолчался, что показывает несовершенство их самих в работе со своими собственными инструментами. Это становится очень опасным прецедентом, потому что злоумышленники могут получить доступ к инструментам Google. Представьте, какая может быть информационная бомба, разорвавшаяся в интернет-пространстве благодаря таким тревожным процессам внутри самой компании.
Очевидно, есть какая-то экономия на вопросах безопасности либо халатность, недостаточный контроль за этими процессами. Для максимизации прибылей Google не гнушается ничем, «строит» своих сотрудников, чтобы не дай Бог никакого активизма, никаких профсоюзов внутри корпорации не было. Выстраивается очень тоталитарная, наднациональная, монополистская структура, которая себя сама пока не пожирает, но мы видим сложности в ее функционировании. Если бы на глобальном рынке был альтернативный, приемлемый, с аналогичным охватом достойный конкурент, то, конечно, у других компаний, у правительств и любых акторов, которые нуждаются в рекламе, не возникало бы вопросов. Они перешли бы к другой компании. Поскольку ничего этого нет, Google и дальше будет пользоваться этой ситуацией, играя на разночтениях и недостаточно насыщенном рынке технологий».
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова