Президент России Владимир Путин поручил кабмину при участии нефтяных компаний принять меры по стабилизации цен на бензин и дизельное топливо. Заместитель председателя комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Госдумы Владимир Самокиш назвал причины роста цен на топливо и указал, как правительство будет решать эту проблему.
«Прежде чем понять, какие меры будут приниматься и что сейчас находится в проработке, нужно понять, какие причины привели к тому, что возникал дефицит и, соответственно, ценовое ралли на топливном рынке.
-
Во-первых, резкий рост курса доллара сделал этот валютно-номинированный товар крайне привлекательным для вывоза. Посредники покупали значительные объемы топлива на бирже и отправляли его на экспорт.
-
Во-вторых, сентябрь – это еще сельскохозяйственный месяц, и в сентябре потребление топлива традиционно велико.
-
К тому же у нас есть определенная рассинхронизация, связанная с графиком ремонта на нефтеперерабатывающих заводах. В среднем по году рынок топлива в РФ профицитный. Но летом наблюдается большое потребление топлива, а нефтеперерабатывающие заводы становятся на плановые ремонты. Возникает дефицит.
По этим трем базовым причинам и будет бить правительство, работая по каждому из факторов. Идет обсуждение экспортных пошлин и их величины. Возможно, они будут привязаны к курсу валюты, автоматически делая невыгодным вывоз топлива. Как вы знаете, с сентября действовал прямой запрет на вывоз топлива теми, кто не производит его: по сути, от экспорта отключались все посредники.
Так как обычно экспортом занимаются вертикально интегрированные компании, правительство в ручном режиме может регулировать объемы экспорта. Кроме того, с 1 сентября демпфер для нефтепереработки был скорректирован вниз. Сейчас он возвращается, и у правительства появляется дополнительный рычаг для того, чтобы удерживать рост цен.
Будет проведена и синхронизация графиков ремонта нефтеперерабатывающих заводов с графиком потребления. Нужно либо накапливать сверхнормативные запасы, которые помогут пережить ремонт НПЗ, если их нельзя делать в другое время, кроме как летом, либо графики ремонта должны быть четко зафиксированы и не приводить к дефициту.
Все это нужно, чтобы не подвести наших сельхозпроизводителей, не вызывать раздражения у наших сограждан, которые видят высокие ценники на заправках».
Фото: ФедералПресс / Светлана Возмилова