В Москве 16–17 февраля проходит Евразийский философский конгресс, и его главные темы – взаимодействие цивилизаций, в том числе русской, противостояние традиционных и неолиберальных ценностей, этическая сторона технологических вызовов и возможностей будущего. В общем, все, о чем так или иначе – особенно на протяжении последних лет – в своих программных выступлениях говорил президент России Владимир Путин. И в этом нет ничего странного: как бы смело или даже преждевременно это ни звучало, российский лидер давно перестал быть просто политиком, полагает политолог Петр Колчин.
«Еще в Греции и Риме мыслители пытались сделать философию частью механизма принятия решений на уровне полиса или государства. Философские учения становились основой развития многих обществ – и даже цивилизаций. Из философии рождались идеологические течения, на волне которых появлялись новые политики, партии и движения.
Отечественная философия всегда пыталась ответить на вопросы о месте России в мире и о «русской идее», переосмыслить исторический путь нашей страны и определить ее дальнейшие ориентиры. В реалиях информационного и чуть было не состоявшегося потребительского общества философский фактор в российской политике мог окончательно исчезнуть. В конце концов, от нас не требовалось рефлексировать и думать: бензоколонка, роль которой «просвещенный мир» определил для России, не философствует – она просто отгружает ресурсы, не помня при этом, кто и зачем ее строил, во что и почему верили эти строители, что их объединяло и кем они себя осознавали. Русский консерватизм выдавливался из всех сфер жизни, а главное – из умов и сердец самих русских, почти без боя уступая место капиталистическому прагматизму и неолиберальной идеологии.
Так оно и произошло бы, если бы не одно но: президент страны, которого долгое время обвиняли в «западничестве» – ну как же, столько лет в Германии, вдруг не оказался самым что ни на есть русским традиционалистом и консерватором, причем именно в философском понимании этого слова. Как известно, консерватизм – это общественно-политическое течение, предполагающее развитие на основе существующих социальных институтов и ценностей.
В России консервативная философская мысль интенсивно развивалась вплоть до октябрьского переворота, когда доминирующей стала идеология марксизма. Владимир Ленин как теоретик и мыслитель развивал идеи Маркса, а как практик пытался реализовать их в российских условиях. Результат таких авантюр знают все – отказ от экспериментов, установление НЭПа, а в дальнейшем и строительство тоталитарного режима. Ленин фактически изолировал философскую мысль России, изгнав из нашей страны ведущих философов. При этом марксизм в России замер из-за полного отсутствия конкуренции. Но российская консервативная мысль не прекращала свое развитие, рефлексируя о поражении белого движения в России и советских реалиях. Такие известные философы, как Иван Ильин и Николай Бердяев, размышляли о демократии в России, ценностных ориентирах общества и будущем страны.
Владимир Путин открыто отмечал, что ему близки идеи Ильина и Бердяева. В ходе своих публичных выступлений он с легкостью оперирует философскими терминами и концепциями, цитирует ведущих отечественных и зарубежных мыслителей. Но Путин – не просто почитатель и последователь Ильина и Бердяева, он привносит в их философию новые смыслы и нарративы. Россия как государство-цивилизация, российская нация, традиционные ценности, справедливое многополярное мироустройство – это не только абстрактные концепции, но и действующие положения государственной политики, имеющие свои результаты. Президент на практике доказал, что «здоровый консерватизм» в российских реалиях укрепляет общественное согласие. Если Ленину пришлось в спешном порядке адаптировать свои теории к реальности, то концепции, выдвинутые Владимиром Путиным, ответили на запрос народа, преодолели современные вызовы и сформировали основу для дальнейшего развития.
Путин в своих идеях проложил четкую линию преемственности, которая проходит через все формы российского государства: Русь, Российскую Империю, СССР, Российскую Федерацию. Он четко ответил на вопрос о сути и месте нашей страны в мире: мы не Европа и не Азия, мы – страна-цивилизация Россия, где единство народов не стирает, а наоборот, сохраняет многообразие культур. И только так эти народы имеют будущее, только с этим единством они могут не раствориться. А сохранение единства есть особая миссия русского этноса и скрепляющего русского языка. Мы – архитектор нового справедливого миропорядка, ориентир для мирового большинства, защитник вечных традиционных ценностей.
И наконец утверждение, с которым никогда не согласятся противники президента: Путин обеспечил свободу для дискуссии и развития философии. Потому что это в нашей стране любые созидательные течения могут беспрепятственно взаимодействовать, дискутировать и развиваться. Благодаря этому нынешняя Россия – это не только центр интеллектуального консерватизма, но еще и пространство свободы, где может вестись нормальная дискуссия и развиваться философская школа.
Консервативная философия Путина пользуется большой популярностью и за пределами России. Традиционные ценности, провозглашенные приоритетом на государственном уровне, находят все больший отклик среди жителей Европы и Америки – и среди философов тоже, не зря в Евразийском конгрессе участвуют представители США, Франции и Германии. Для миллионов людей именно Россия становится символом духовного возрождения и спасения европейской цивилизации. В России они видят верность принципам свободы воли, гуманизма и прогресса, которые некогда позволили Европе стать центром мира.
Не будучи философом по образованию и основной сфере деятельности, Путин задал новый вектор развития философской мысли. Но и понятие «философия Путина» рано или поздно все равно появится – в том числе и в научных публикациях профессиональных философов и студентов соответствующих факультетов. Идеи Путина уже обсуждают, а будут и изучать».
Фото: пресс-служба администрации президента РФ / kremlin.ru