Распространение фейков и дезинформации – серьезная проблема современного мира. Почему люди распространяют фейки, когда они делают это нарочно, а когда ненамеренно – рассказывает первый заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов (ИСИП) РУДН Никита Данюк:
«Зачастую считается, что люди делают это неосознанно, не подозревая о лжи в своих сообщениях. И такое действительно происходит – примерно в 20 % случаев люди впоследствии сами понимают, что поделились ложью. Тем не менее в некоторых случаях человек может отправить друзьям и знакомым фейк намеренно. И таких людей не так мало – исследование ученых британского Вестминстерского университета показало, что этим занимаются 14 % интернет-пользователей. Но в чем смысл и выгода от подобных действий?
Дело в том, что помимо платформ ключевую роль в распространении фейков играют сами люди, которые самостоятельно выбирают, чем они хотят поделиться. На процесс распространения дезинформации влияет множество психологических факторов: характер, политические убеждения, настроение в данный конкретный момент и многое другое. Поэтому причины, по которым тот или иной человек поделился фейком, могут быть довольно субъективными.
К примеру, одно из исследований показало, что человек может сознательно отправить ложные новости друзьям и знакомым потому, что считает эту информацию забавной. Другие делятся дезинформацией, чтобы подчеркнуть ее фейковый характер и предостеречь остальных, однако по иронии судьбы это лишь способствует дальнейшему распространению фейка.
Некоторые демонстрируют антисоциальное поведение и намеренно распространяют ложь для достижения личных целей. Таких пользователей не заботит, правдива информация или нет – они рассматривают такие действия как средство манипулирования.
Независимо от мотивации, намеренное распространение лжи не может считаться допустимым ни при каких обстоятельствах. Причина проста – последствия часто выходят за рамки личных целей человека. Бездумно нажав кнопку «поделиться», пользователь может запустить цепную реакцию, которая приводит к непредсказуемым последствиям. И особенно ярко это проявляется во время выборов, когда распространение той или иной информации способно радикализировать общество.
Если вы думаете, что я намеренно преувеличиваю и сгущаю краски, то предлагаю вспомнить кейс Бразилии. Там в роли народного подстрекателя выступил рекомендательный алгоритм YouTube, который по неизвестной причине приобрел определенный политический уклон. Как выяснила команда гарвардского Центра Беркмана Кляйна, после того как пользователи смотрели видео о политике или даже нейтральный развлекательный контент, рекомендации YouTube часто отдавали предпочтение «правым» каналам. Это поведение алгоритма наложилось на крах политической системы страны, что привело к лавинообразному росту числа ультраправых ютуберов. Это наглядно демонстрирует, к каким последствиям может привести идея, распространяемая на таких крупных платформах.
Разумеется, возможности рексервиса и одного человека по распространению фейков несопоставимы. Тем не менее стоит помнить, что любая ложная информация способна стать искрой, из которой соцсеть может раздуть пожар благодаря работе алгоритма и халатности модерации, случайной или намеренной. Каждый пользователь может сделать свой вклад в правду. Об этом стоит помнить, особенно в период предстоящих выборов».
Фото: unsplash.com