Бессменный лидер КПРФ Геннадий Зюганов празднует юбилей – политику исполняется 80 лет. О том, как ему удается сохранять контроль над партией и почему коммунисты стремятся к компромиссам, размышляет политический обозреватель Рустам Юнусов:
«Мне повезло в свое время и кулуарно, и в рамках интервью беседовать с Геннадием Зюгановым. Из 2024 года он видится фигурой 90-х. Его можно назвать одним из главных свидетелей этой эпохи и, безусловно, ее сотворцом. Но для сегодняшних дней лидер КПРФ – политик, который редко появляется в повестке, редко создает новостные поводы. Хотя это не противоречит тому факту, что он важен для своих сторонников, в последние полтора десятилетия он стал скорее удаляющейся фигурой политики, чем претендующей на важную роль в ней.
Зюганов пользуется безусловным уважением в партии, но нельзя обойти и острые углы. Один из них – компромиссы, коих всегда было много. От этого ощущается большой разрыв между теми, кто в ЦК, и теми, кто в регионах. Депутатов-активистов от КПРФ, кажется, больше в регионах, чем в Москве на Охотном ряду. Происходит идеологическое размытие – вместо левой направленности мы уже давно видим стремление к оправданию некоего социального капитализма, где обязательно должны присутствовать «народные предприятия». Марксистско-ленинские понятия превратились в часть общего интерьера партии: «классовая борьба», «интернационализм» и прочее – это теперь всего лишь артефакты, с которых периодически сдувается пыль на партийных собраниях, но к реальности они больше не применимы. Или ее с ними больше не хотят ассоциировать.
Впрочем, на компромиссы можно смотреть под другим углом – возможно, это тот инструмент, который позволил партии выжить и стать частью политической системы. Но природа этих компромиссов – откуда она?
Те, кто внимательно слушал речи Геннадия Зюганова, мог заметить, что лидер КПРФ любит вкраплять в свои выступления многочисленные отсылки к своей биографии. Например, Зюганов всегда подчеркнуто говорил, что он из семьи потомственных учителей. На поведении политика этот факт многократно и наглядно был отражен – возьмите тот же недавний пример, когда Зюганов посоветовал Владимиру Путину надевать шапку. «Я извиняюсь, я бы выпорол того, кто вас выпустил без шапки!» – сказал он в декабре прошлого года президенту России, будто тот школьник. Именно так Зюганов вновь и вновь создает образ наставника и учителя. Это позволяет ему сохранять контроль над партией и влиять на нее.
80 лет для современной политики, как выясняется в последнее время, не такой большой возраст. Например, лидеру США Джо Байдену – 81. Поэтому есть вероятность, что в политической карьере Зюганова мы увидим изменения»
Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко
Эксклюзивы «ФедералПресс»