Корпорация Google сама виновата в ситуации с падением скорости доступа российских пользователей к YouTube, заявил депутат Госдумы Александр Хинштейн в своем телеграм-канале. По словам политика, руководству видеохостинга необходимо сотрудничать с Россией и договориться с властями США о снятии санкций на поставку собственного оборудования в РФ:
«Мой вчерашний пост о замедлении трафика YouTube вызвал большую реакцию и уже породил массу интерпретаций: вплоть до того, что власти готовятся к полной блокировке ресурса. Поэтому объясню свои слова подробнее.
Вновь подтверждаю: скорость загрузки YouTube за последнее время по факту уже (!) снизилась до 40 %,а к концу следующей недели может снизиться до 70 %. И связано это в первую очередь с действиями (а точнее бездействием) самого YouTube.
Дело в том, что основной объем видеоконтента YouTube, который смотрят российские пользователи (80 %), хранится на серверах Google в РФ. Они размещаются на инфраструктуре операторов связи и в ряде крупных дата-центров. Собственные центры хранения данных компания никогда не строила и вообще не вкладывалась в российскую инфраструктуру. Всю эту технику необходимо постоянно обслуживать и менять, однако с началом СВО и санкций Google перестал это делать, еще и сам отключив часть своих серверов.
Естественно, началась деградация качества. За 2 года трафик YouTube уже снизился на те самые 40 %, о которых я и писал. Если в 2022 году на сетях операторов связи действовало около 700 кэширующих серверов GGC, то к концу 2023 года их число сократилось до 450 и продолжает сокращаться уже в геометрической прогрессии!
С учетом остроты ситуации Google сам начал предлагать телеком-операторам подключаться к российским дата-центрам напрямую. Это позволило остановить падение качества трафика, но лишь временно. Потому что тут же встала другая проблема: поскольку Google поддерживает санкции и даже обанкротил свою российскую «дочку», он не может официально оплачивать услуги российских дата-центров. Я не знаю детали: бесплатно ли размещены их сервера в наших ЦОДах или деньги идут через «серые» полукриминальные схемы. Но в любом случае это все незаконно, и все участники это хорошо понимают.
На это можно было бы, наверное, закрывать глаза, но только не в условиях, когда YouTube демонстративно нарушает наши законы и проводит откровенно антироссийскую политику: последовательно удаляет каналы россиян, игнорирует требования Роскомнадзора. По моей информации, российские даты-центры, сотрудничающие с Google, намерены в ближайшие дни прекратить работу с компанией по серым схемам (неважно, в чьем лице она выступает). Это приведет к еще более резкому падению скорости загрузки YouTube (до 70 %), вероятность чего я вчера и предсказывал.
Важно понимать, что для российских пользователей ресурс все равно останется доступным. Те, кто смотрит художественный или учебно-просветительский контент, и дальше смогут это делать, просто на его загрузку теперь потребуется чуть больше времени.
Скорее всего, наиболее чувствительно отреагируют на снижение качества трафика рекламодатели, и вот это станет для Google уже серьезной проблемой. Можно ли изменить ситуацию? Да. Но все зависит исключительно от политики самого Google. Повторял и повторяю: дальнейшая судьба YouTube в России – в его руках. Google ничто не мешает построить собственные серверные центры в РФ, открыть представительство (вместо банкротства «дочки») и вообще перестать относиться к нашей стране как к информационной колонии (слава Богу, YouTube – уже больше не монополист и у нас развиваются свои ресурсы). А также договориться с властями США о снятии антироссийских санкций на поставку в РФ своего оборудования либо производить легальные платежи по оплате услуг наших ЦОДов. Наконец, главное: научиться соблюдать наши законы и прекратить свою антироссийскую политику, что в условиях СВО является принципиальным.
Как минимум Google должен сейчас выполнить требования Роскомнадзора и разблокировать (заметьте: не заблокировать, а именно разблокировать!) каналы российских СМИ, блогеров, журналистов, артистов и общественных деятелей. До тех пор, пока неоднократные предписания регулятора остаются неисполненными, у государства имеются все основания для применения мер принуждения, предусмотренных законом!»
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова