За два дня марта почти два миллиона человек запретили себе брать кредиты и микрозаймы, подав заявку на «Госуслугах», заявили в Минцифры. Действительно ли такая мера поможет защитить деньги россиян от киберпреступников, есть ли подводные камни и поставил бы себе самозапрет экономист с 30-летним стажем – ответил «ФедералПресс» аналитик, директор уральской школы переговоров Константин Селянин:
«Услуга неплохая, но недостаточная. Да, она защитит от преступников, которые пользуются принципом дефицита времени: торопят «клиентов» и обещают золотые горы. А если дать жертве передышку, возможность перезвонить в банк или посоветоваться с близкими, человек может понять, кто ему на самом деле звонит.
Самозапрет поможет пенсионерам, которые часто становятся целью мошенников. Но полностью аферистов это не остановит, ведь они изобретут новые схемы обмана.
Кроме того, россияне уже наткнулись на первый подводный камень. Клиенты известного банка пожаловались, что их кредитные карты, оформленные до установления самозапрета, заблокировали. Возможно, скоро финансовые организации получат разъяснения для таких случаев.
Самая надежная гарантия – логика. Почему, допустим, я никогда не воспользуюсь этой функцией? Если мне позвонит неизвестный, представиться родственником или сотрудником банка, я просто перезвоню и проверю. Человеку с холодным рассудком никогда не понадобиться самозапрет, потому что его не смогут обмануть.
Задавайте звонящим практические и наводящие вопросы: почему услуга выгоднее других банков, откуда невероятные условия, почему надо согласиться прямо сейчас. Три-четыре уточнения, и любой мошенник сам положит трубку».
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин