Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Валерий Моргуновский: как вырастить поколение людей, способных на научно-технологический прорыв

Молодежь
«У каждого поколения есть свои уникальные качества и черты»

В этом году проект «Продолжение следует 2.0» медиахолдинга «ФедералПресс» поддерживает Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение Первых», главная миссия которого через совместную работу в проекте выстроить диалог между современными подростками и лучшими представителями поколения «беби-бумеров» – людей, чья юность и молодость пришлись на эпоху научных открытий, технологических свершений и экономического подъема Советского Союза. О том, как вырастить поколение людей, способных на научно-технологический прорыв – поделился мнением с «ФедералПресс» заместитель председателя правления «Движения Первых» Валерий Моргуновский:

«Бэби-бумеры» – это дети, воспитанные поколением тружеников тыла и ветеранов – людей, переживших Великую Отечественную войну. Период зрелости родителей «бэби-бумеров» совпал с периодом величайшего в истории человечества потрясения. Соответственно, когда они воспитывали своих детей, большую роль играли вопросы дисциплины, ценность народного единства и чувство долга перед Родиной. Второй важный фактор – это контекст, в котором росли представители «поколения созидателей». Это была оттепель послевоенного времени, когда царила вера в светлое будущее и благополучие.

Сформировался запрос на специалистов научных профессий, и постепенно их социальный статус возрастал – это тоже мотивировало людей заниматься непростым инженерным творчеством, и романтизировало исследовательскую сферу. Например, в конце 50-х годов из Москвы на прииск на Чукотку уехали мои бабушка с дедушкой, и там родилась моя мама. Они вместе с геологами поднимали Север, жили в бараках и работали ради будущего страны. Это была хорошая возможность для молодой семьи повысить уровень жизни. Так что черты характера «бэби-бумеров», которые позволили им совершить этот скачок, сложились под влиянием одновременно и воспитания родителей, и конъюнктуры в целом.

У каждого поколения есть свои уникальные качества и черты, потому что они формируются как ответная реакция на изменения в укладе жизни. Сегодня мы динамично движемся во всех сферах. Наша страна принимает полноправный статус ведущей державы с очень серьезным влиянием на мировой арене. И это сопровождается колоссальным темпом развития, под который подстраивается молодежь. Поэтому, я думаю, схожие черты между теми, кто сегодня двигает прогресс, и теми, кто тогда стоял у руля, есть. Они обусловлены темпом и ритмом изменений, которые сегодня нам нужны. Дети и подростки сейчас очень быстро считывают, что им подходит, а что нет, и начинают что-то трансформировать – или в себе, или в окружающей среде.

Могу это подтвердить на примере ребят из Всероссийского конкурса «Большая перемена». Его выпускники часто приходят на работу в «Движение Первых» или другие организации молодежной экосистемы и сталкиваются с тем, что внутри все устроено немного иначе, чем они видят «на сцене» как участники. Им приходится работать, отвечать на вызовы и подстраиваться под систему. Для нашей сегодняшней молодежи, как и для любого поколения, характерно бунтарство и революционность. Но сегодня, как правило, уже к 20 годам большинство молодых людей, особенно в регионах, ведут самостоятельную жизнь и настраиваются созидательно.

В целом, тема трудового подвига заложена в риторику патриотического воспитания. Ведь мы говорим о том, что именно достижения рабочих, инженеров, конструкторов и ученых сделали нашу страну великой. Советский Союз действительно боялись все и не знали, что можно от нас ждать – ведь в нашей стране совершались невероятные достижения в науке и промышленности, которые не укладывались никому в голову в остальном мире.

Но рассказывать детям про достижения мало, нужно формировать понимание, для чего люди совершали этот подвиг и что их мотивировало. Тогда весь народ понимал вызов и колоссальную угрозу для каждого отдельного человека и целостности государства. Нехватка угля и стали, например, в Центральной России, требовала мобилизации ресурсов на Дальнем Востоке. И каждый человек в регионе своим вкладом двигал страну вперед. Причем деньги были не основным мотивом – каждый понимал нематериальную ценность своего труда.

Есть еще одна важная особенность в трудовом воспитании. С древних времен в обществе формировалась династийность, сословная принадлежность, и это заставляло сына идти во врачи, например, когда его душа лежала к информационным технологиям. Сегодня все немного иначе. Нужно давать ребенку возможность самостоятельно сделать осознанный профессиональный выбор. Важно, чтобы этот выбор был продиктован не проблемами отцов и детей, а собственным видением молодого человека и уважением к труду предков. Мы в «Движении Первых» как раз и готовим ребят к этой осознанности. Наши 12 направлений, которые охватывают все современные сферы деятельности человека, помогают ребятам понять вектор своих интересов и попробовать себя в труде в различных направлениях. Когда есть осознанность и ответственность за собственный выбор, тогда и формируется трудолюбие, которое становится главным залогом успеха в любом деле».

Проект «Продолжение следует 2.0» реализуется при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив и ставит перед собой цель – вдохновить молодежь узнавать и сохранять историческую память, развивать креативные навыки и создавать новые форматы взаимодействия поколений.

Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.