Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

Политолог Ухов об этнических гетто в России: «Государство сменило вектор в вопросах миграционной политики»

люди
Ряд регионов РФ ограничили работу мигрантов в некоторых сферах деятельности

МОСКВА, 15 января, ФедералПресс. Проблема формирования этнических гетто в России заключается в том, что такие закрытые сообщества представляют собой угрозу для стабильности страны, создавая условия для криминальной деятельности и коррупции. Гетто становятся «выносными» частями иностранных государств с враждебными интересами, что может дестабилизировать внутреннюю политику и дать возможность внешним актерам влиять на регионы. Ситуацию прокомментировал политолог Илья Ухов:

«Этнические гетто и диаспоры стали рычагом реализации гибридных угроз внутри нашей страны. Президент Владимир Путин много раз прямо подчеркивал и говорил о том, что в России недопустимо формирование гетто и закрытых этнических «контуров», все риски этих процессов прекрасно видны на примере европейских стран, которые уже достаточно давно ведут безумную миграционную политику, завозя миллионы чуждых собственной культуре малообразованных и зараженных религиозным радикализмом мигрантов из стран третьего мира. Куда ни кинь – но опыт любой страны, причем далеко не только европейских, показывает, что концентрация чуждых стране пребывания этнических элементов в одном месте несете в себе огромные риски и социально-политические, да и экономические издержки. И вот в нашей стране, начала готовиться соответствующая нормативная база для предотвращения геттоизации регионов – правительство готовится принять целую программу по предотвращению концентрации мигрантов в регионах уже к лету текущего года.

Как сказано в распоряжении кабмина, МВД, ФСБ и Минэкономразвития при участии исполнительных органов власти регионов должны к 1 июля представить предложения по внесению изменений в законодательство России, предусматривающих установление главами регионов запретов и ограничений, направленных на недопущение формирования этнических анклавов и пространственной сегрегации. Это крайне важный практический шаг к реализации огромного позитивного потенциала, заложенного в подписанной в октября прошлого года президентом обновленной Концепции государственной миграционной политики. В этом основополагающем документе на принципиальном, стратегическом уровне уже заложены многие полезные инструменты для контроля миграционных потоков.

Просто напомню, что в Концепции прямо сказано о том, что «среди иностранных граждан, привлекаемых российскими работодателями, значительную долю составляют низкоквалифицированные работники, востребованность которых определяется зачастую как меньшими по сравнению с использованием труда граждан Российской Федерации издержками, так и недостаточно высоким уровнем технологического развития и организации труда в некоторых отраслях российской экономики». Если говорить по поводу издержек, то если для работодателя они и вправду могут быть ниже, чем при найме российских граждан – в контексте затрат всего социума завоз мигрантов давно стал делом крайне затратным. Раздача им пособий, нагрузка на систему образования и здравоохранения, затраты на «адаптацию» - все это оплачивает все общество, то есть мы вами, как добросовестные налогоплательщики.

В Концепции также отмечалось, что идет эксперимент по внедрению биометрического контроля и расширению списка иностранцев, подлежащих обязательному дактилоскопированию. Также начал активно и главное результативно работать режим высылки, появился и реестр контролируемых лиц, в который на конец 2025 года попало уже порядка 800 тысяч человек.

На самом деле поле деятельности для недопущения формирования гетто обширное – и путь тут должен лежать, на мой взгляд, через повсеместное внедрение цифровых решений, которые позволят создать «бесшовную систему» контроля за мигрантами. В столичном регионе уже действует система «Амина», хранящая на серверах как биометрические данные мигрантов, так и их геолокацию, позволяя удаленно отслеживать действия крупных масс иностранцев, выявляя на основе «больших данных» паттерны их поведения, места концентрации и маршруты передвижения. Наличие этого массива информации позволяет органами власти – и прежде всего региональным и местным, четче представлять себе картину социального взаимодействия в мигрантской среде. И соответственно выстраивать стратегии демонтажа гетто-подобных структур. Подобный опыт нужно масштабировать и распространять на другие регионы – в сотрудничестве с правоохранительными органами и спецслужбами.

Важный нюанс заключается еще и в том, что в списке ведомств по разработке предложений о недопустимости пространственной сегрегации мигрантов в России значится Минэкономразвития. Это абсолютно неслучайно и имеет под собой прагматичные соображения. Дело в том, что мигранты как светлячки на огонь слетаются к центрам экономической активности в наиболее развитых регионах страны. Мигранты из стран вне ЕвразЭС, которым требуются патенты и разрешения на работу, вместо пресловутой «стройки» массово перемещаются в курьерство, доставку и другие менее трудоемкие сферы занятости. Многие регионы уже отреагировали на подобные перекосы на рынке труда – так.

В частности, за 2024-2025 года целый ряд субъектов серьезно ограничил работу мигрантов в некоторых сферах деятельности. Так, только за 2024 год 35 регионов запретили мигрантам работу в розничной торговле, сфере услуг, грузоперевозках, образовании и медицине, целом ряде сегментов сельского хозяйства. В 45 регионах ограничена работа мигрантов в такси. Очевидно, что важным аспектом недопущения формирования гетто является пространственная «разноска» экономической активности, а также реализация четких механизмов оргнабора. Не должно быть никаких праздно шатающихся толп иностранцев, меняющих внутри России сферу деятельности как им заблагорассудится. Если есть конкретные экономические потребности в конкретных рабочих специальностях – то они должны удовлетворяться через понятную и прозрачную систему отбора кадров, при которой человек закрепляется за конкретным предприятием, работает только там, не меняет место работы, не привозит в Россию семью и не создает излишнюю нагрузку на социальные системы государства.

В целом, можно уже с уверенностью говорить о том, что государство сменило вектор в вопросах национальной и миграционной политики – бюрократические «жернова» начали проворачиваться и медленно, но верно формировать сбалансированную и отвечающую интересам России и нашего народа политику в сфере сохранения культурного и этнического цивилизационного ядра государства».

Фото: ФедералПресс / Вытольский Виктор

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.