Сибирь на прошедшей неделе волновали самые разные конфликты. В Новосибирске снова спорили о ремонте, который затеял в оперном театре Владимир Кехман, и с интересом наблюдали, какие оценки друг другу раздают бывший и нынешний губернаторы. В Красноярске активно обсуждали задержание депутата за взятку, а в Горном Алтае спорили, как правильно называть известный всем туристам населенный пункт...
Сибирь на прошедшей неделе волновали самые разные конфликты. В Новосибирске снова спорили о ремонте, который затеял в оперном театре Владимир Кехман, и с интересом наблюдали, какие оценки друг другу раздают бывший и нынешний губернаторы. В Красноярске активно обсуждали задержание депутата за взятку, а в Горном Алтае спорили, как правильно называть известный всем туристам населенный пункт – при этом без политики, как водится, не обошлось.
Подробности – в спецпроекте «ФедералПресс».
Новосибирская область
Ситуацию с оперным театром обсудили на общественных слушаниях
Стороны конфликта: директор Новосибирского театра оперы и балета Владимир Кехман, общественники.
Описание конфликта. Неожиданный оборот принял на прошлой неделе конфликт, который сотрясает Новосибирск вот уже десять месяцев – с момента, когда директором оперного был назначен Владимир Кехман. Сняв с репертуара скандальную постановку по опере «Тангейзер», новый руководитель театра обрел противников как среди тех, кто горой стоял за спектакль, так и среди тех, кто его осуждал. Все это время поступки и слова антрепренера, ранее поднявшего Михайловский театр в Санкт-Петербурге, рассматривались местной общественностью через лупу. Впоследствии это превратилось в требование провести публичные слушания под эгидой Общественной палаты, чтобы добиться отставки Владимира Кехмана. Однако все пошло не так, как рассчитывали инициаторы. Противники нового директора не задали ему ни одного вопроса, на который тот не смог бы ответить, а сам он ничуть не юлил и взял на себя ответственность за ремонт здания памятника архитектуры, выполненный без согласования с органами надзора. В итоге отношение общественности к бывшему «банановому королю» вдруг стало меняться прямо на глазах: многие начали хвалить его действия. На следующий день ясность в вопрос о незаконности ремонта театра, который так отчаянно раскручивали инициаторы слушаний, внес руководитель управления по охране культурного наследия области Александр Кошелев. Он заявил, что штрафа Кехману не миновать, но органы надзора готовы признать проведенный ремонт законным, если необходимость в нем будет обоснована.
Мнения экспертов
Игорь Поповский, доцент кафедры архитектуры Новосибирского госуниверситета архитектуры, дизайна и искусств, сопредседатель экспертного совета при Управлении охраны историко-культурного наследия области:
«На общественных слушаниях как профессионал я задал Владимиру Кехману вполне конкретные вопросы и получил вполне четкий ответ. Да, он готов нести ответственность и признал, что нарушил закон. Это было очень важно. Мне казалось, что вдруг произойдут какие-то события, например, его объявят банкротом, и тогда возникнет ситуация как с железной дорогой, которая радикально изменила памятник архитектуры – вокзал Новосибирск-Главный, а виновного так и не нашли. Я даже уважаю такой ответ и, честно говоря, даже не ожидал, что он не попытается уйти от ответа».
Аркадий Бурханов, художественный руководитель ансамбля ранней музыки Insula magica:
«Мне очень приятно, что народ такой интерес проявил и пришел в рабочее время, чтобы обсудить тему оперного театра. Но есть ощущение забалтывания этой темы: вышли, поговорили, выпустили пар. И все».
Ирина Яськевич, проректор Новосибирского театрального института:
«У меня осталось ощущение полной бесполезности общественных слушаний, потому что господин Кехман на все вопросы отвечает одно и то же. Что театр в Новосибирске – самый лучший, прекрасный, уникальный, замечательный. И он это все прекрасно понимает и дальше будет способствовать его процветанию. Ни одного конструктивного ответа ни на один вопрос. Ход общественных слушаний подтвердил то, что я и так предполагала. Но молчать-то вообще не стоит. Может быть, стоит общественные слушания проводить в более локальной форме и не выносить на повестку дня четыре вопроса. Но и в таком варианте очень сомнительно, что господин Кехман будет на них ходить для того, чтобы давать не уклончивые ответы».
Новосибирские любители подледного лова опять попали в историю
Стороны конфликта: Главное управление МЧС России по Новосибирской области, новосибирские любители зимней рыбалки.
Описание конфликта. В Новосибирске вновь проявился конфликт между любителями зимней рыбалки и представителями МЧС, которые регулярно выручают рыбаков из ситуаций, которые угрожают их жизни. В ноябре спасатели предупреждали о том, что нельзя выезжать на лед реки Обь и Обского моря, но запрет неоднократно нарушался, следствием чего стали человеческие жертвы.
В конце минувшей недели любители подледного лова отправились на рыбалку, хотя знали прогноз об ухудшении погоды и о предупреждении МЧС. Не их не смогли остановить даже знаки, сообщавшие, что на лед выходить запрещено.
В результате вечером 5 февраля сразу 200 автомобилей с рыбаками находились на территории Обского моря в районе села Ленинское. Уже в темноте разыгралась буря, и многие рыбаки не смогли самостоятельно покинуть лед. Они начали звонить спасателям. Служба эвакуации «АСТ-54» направила два УАЗа техпомощи, которым проехать до застрявших машин не удалось. Тогда на помощь пришли спасатели МЧС, которые на снегоходах вывезли на берег 52 рыбака. Никто не пострадал, но спасатели уверены, что безответственное поведение рыбаков вряд ли изменится, что приведет к новым бюджетным тратам и рискованным операциям по спасению жизни людей, которые сами о ней не задумываются.
Мнения экспертов
Константин Антонов, руководитель Новосибирского отделения Фонда развития гражданского общества:
«Почему люди, которые едут в автомобиле и выбрасывают мусор в окно, жалуются на грязь на улицах и во всем клянут власть? Они не понимают причинно-следственной связи между тем, что делают сами, и общей ситуацией, которую критикуют. Очень низок уровень ответственности за свою жизнь, судьбу, поведение. Рыбаки ниоткуда к нам не приехали, они здесь живут и прекрасно знают особенности местного климата, понимают, каковы могут быть последствия. Но уровень безответственности весьма высок и он связан с патерналистским поведением, в рамках которого наше население воспитано. Отсюда и возникают и будут возникать сюжеты, связанные с спасением рыбаков в ситуации, которую они сами и создают».
Николай Тямин, депутат новосибирского городского совета:
«К сожалению, это большая проблема. В том числе, и для бюджета, ведь немало тратится денег, чтобы спасти людей из опасной ситуации, в которой, особо замечу, они регулярно оказываются по собственной вине. Решить ее запретительными мерами невозможно: на каждом съезде на Обское море барьер не поставишь, а на знаки многие просто не обращают внимания. Только убеждение! Кропотливая повседневная работа по разъяснению возможных последствий безответственного поведения может дать результат. В конце концов, должны же рыбаки, наконец, осознать, что за свою жизнь они отвечают сами».
Юрченко и действующие власти обменялись негативными оценками
Стороны конфликта: бывший губернатор Новосибирской области Василий Юрченко, мэр Новосибирска Анатолий Локоть, губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий.
Описание конфликта. Отстраненный от должности президентом России за утрату доверия, бывший губернатор Новосибирской области Василий Юрченко неожиданно ответил на вопросы пользователей сайта dirty.ru, вызвав настоящую сенсацию в регионе.
Говорил он о многом и, отвечая на вопросы пользователей, довольно неожиданно решил дать оценку положения дел как в области, так и в областном центре. При этом он назвал деятельность мэра Новосибирска «большой бедой», а Владимира Городецкого фактически обвинил в том, что тот неправильно действовал при сооружении развязки на Южной площади и не смог обеспечить строительство двух станций метро.
Откровения Юрченко вызвали широкий резонанс, поэтому реакция первых лиц города и области последовала довольно быстро. Анатолий Локоть отметил: «Наверное, он где-то несдержан в каких-то высказываниях. Но то, что с ним произошло, то произошло. Оценки ему даны в принципе. Имею в виду тех, кто его назначал на работу, а это президент Российской Федерации». Губернатор Владимир Городецкий констатировал, что Юрченко находится в «тяжелом морально-психологическом состоянии» и добавил: «Оценка его делового этапа лаконично дана в оценке президента, в его указе. Бог ему судья, время рассудит. Я делаю вывод, что может быть это тактика адвокатов, которые ведут дело в суде». Отреагировать Юрченко уже не успел: у него в квартирах прошли новые обыски…
Мнения экспертов
«Я бы расценил оценки бывшего губернатора нынешних руководителей города и региона прежде всего как реакцию защиты. Очевидно, что вопросы, которые сейчас рассматриваются по Юрченко, потребовали от него реакции. Я не стал бы здесь обсуждать возможность его участия в думских выборах, о чем некоторые говорят. Думаю, что это именно защитная реакция, и он хочет показать, что при нем все было лучше, а сейчас стало хуже».
«В большей степени эти оценки связаны со стремлением обратить на себя внимание. Такие характеристики выданы с целью вызвать отрицательную реакции. И она последовала незамедлительно: и со стороны мэра, и со стороны губернатора. Если цель заключалась в этом. то она достигнута. Но вопрос в том, а чего хотел добиться экс-губернатор? Внимание на себя он обратил, но что дальше? Есть ли некая последовательность действий? Пока это вопрос…»
Алексей Осипов, президент Сибирской академии политических наук, доктор исторических наук, профессор СГУГиТ:
«Я думаю, что Юрченко постарался как-то критически оценить деятельность губернатора и мэра. Все-таки человек руководил областью (хорошо ли, плохо ли, но руководил – и не один год). У него есть свой взгляд, безусловно. И он решил поделиться своими размышлениями относительно управления такими сложными объектами, как город и область. То есть, решил дать оценку положения дел вне зависимости от его нынешнего статуса. То же самое ведь делает и другой бывший руководитель региона Иван Индинок. Это, если можно так сказать, болезнь всех бывших руководителей. Такая вот рефлексия».
Красноярский край
Депутат заксобрания задержан за взятку
Стороны конфликта: депутат краевого заксобрания Владимир Седов, строительная компания «Злата».
Описание конфликта. В конце минувшей недели появилась информация о том, что при получении взятки был задержан депутат законодательного собрания Красноярского края Владимир Седов. В правоохранительных органах факт задержания подтвердили лишь несколько часов спустя. Но задолго до сайта СК сообщение об этом появилось на официальной странице в соцети строительной компании «Злата». Как утверждается в публикации, причиной для ареста Седова стало то, что он вымогал крупные взятки именно у этой стройфирмы (якобы существуют и аудиозаписи, где обсуждается размер вознаграждения) за решение искусственно им же самим создаваемых проблем. В частности, утверждают в фирме, в крае развернулась целая кампания, направленная против проекта микрорайона «Златоулочка», строящегося под Красноярском. И не последнюю роль в этом сыграл именно Седов, причем целью его якобы и было получение взятки с предпринимателей.
В компании «Злата» каких-либо дополнительных комментариев по данному поводу не дают и просят считать упомянутую публикацию в соцсети официальным заявлением. Владимир Седов сейчас находится под стражей. Как поясняют в Следкоме, дознаватели допрашивают его и возможных свидетелей. Отметим при этом, что деятельность «Златы» также не раз вызывала вопросы у правоохранительных органов. Так, в конце 2015 году прокуратуру заинтересовал тот факт, что компания ведет строительство, собрав деньги с клиентов, хотя соответствующих разрешений не получала.
Мнения экспертов
Алексей Клешко, заместитель председателя краевого заксобрания:
«Если честно, я не верил особым разговорам о депутатах-взяточниках: почти 15 лет отработав в краевом парламенте, я слишком хорошо понимаю как устроен законодательный механизм – решения принимаются только коллегиально; многопартийность означает, что разные фракции контролируют друг друга; а, значит, давать взятки не то что опасно, а попросту глупо. И тут такие новости. В то же время не должно быть неприкасаемых. Именно поэтому в нашем законодательстве нет теперь такого понятия как «депутатская неприкосновенность». Мы ждем от следствия объективного и непредвзятого расследования. Уверен, что в СК работает профессионально состоятельная команда и общество своевременно получит все ответы на свои вопросы».
Сергей Комарицын, политолог:
«От Седова ничего не зависело – у него же нет распорядительных функций, он не мог ничего решать. То есть, какая взятка? Взятка – это действие или бездействие должностного лица. Я не юрист, но в его случае, наверное, речь должна идти о мошенничестве, а не о взятке. А это другая, менее тяжкая статья. Арест Седова политически сейчас выгоден многим: власть будет говорить, что она борется с коррупцией, КПРФ – что она вовремя очистила свои ряды. И создается совсем другой контекст. Я не защищаю Седова, я с ним не знаком, но у меня создается ощущение, что здесь присутствуют еще какие-то другие мотивы».
Республика Алтай
В Горном Алтае поспорили, как писать название района
Стороны конфликта: житель Якутска Олег Омин и представители тюркоговорящих народов России, представители власти и ученые Республики Алтай.
Описание конфликта. В интернете вспыхнул конфликт вокруг написания названия районного центра Республики Алтай – Турочака. Импульс давнем спору о том, как пишется название села задал пользователей социальных сетей из Якутска некий Олег Омин. Он не просто предложил вернуть «истинное» название селу, но выложил фото стелы у въезда в село, где фотошопом исправил в названии села букву «о» на «а». История неожиданно получила широкий резонанс, вернув к жизни спор о том, как правильно писать название – «Турочак» или Турачак». Специалисты, впрочем, обращают внимание на то, что в Республике Алтай два языка – алтайский и русский – имеют статус государственных, и поэтому заявляют, что дорожные указатели надо писать на двух языках: «село Турочак» и «Турачак јурт».
Мнения экспертов
Владислав Рябченко, глава Турочакского района Республики Алтай:
«Тут никаких других толкований даже не может быть. Буква о используется в русском написание села Турочак, а алтайское написание делается через букву а. Здесь никаких других – ни политических, ни религиозных – сомнений быть не может. Дело в том, что в 70-е и 80-е годы действительно в название села использовалась буква а, но потом специалисты все привели в соответствие с теми правилами, который действуют и сейчас».
Айдар Кудирмеков, член ЛДПР, помощник депутата Госсобрания Республики Алтай:
«Я точно знаю, что некоторые ученые считает новацию об изменении названия села на «Турачак» вполне уместной. Например, такого мнения, насколько мне известно, придерживается кандидат исторических наук, кавалер ордена «Тан Чолмон» Екатерина Кандаракова. И дело тут дело даже не в расходах на изменение печатей, про которые говорят некоторые, а в том, что каждый гражданин России согласно п.28 постановления правительства России № 1221 от 19 ноября 2014 года, которое было подписано Дмитрием Медведевым, имеет право подать заявление об изменении названия села на «Турачак». И оно может быть удовлетворено, а установление дублирующих табличек на алтайском языке не решает проблемы».