Прошедшая 8 апреля встреча Дмитрия Медведева с представителями некоммерческих организаций – операторами и получателями финансовых средств, выделяемых на реализацию социально значимых проектов, привлекла внимание общественности к проблемам ресурсного обеспечения «некоммерческого сектора». В ходе встречи президент неоднократно подчеркивал, что программы общественных объединений должны получать поддержку не только со стороны федеральных структур, но и от региональных властей, частных инвесторов. Однако, как считает Игорь Иваненко, вице-президент Фонда развития государственного права и гуманитарных проектов, для того, чтобы это пожелание было реализовано, необходимо предпринять ряд важных шагов.
Прошедшая 8 апреля встреча Дмитрия Медведева с представителями некоммерческих организаций – операторами и получателями финансовых средств, выделяемых на реализацию социально значимых проектов, привлекла внимание общественности к проблемам ресурсного обеспечения «некоммерческого сектора». В ходе встречи президент неоднократно подчеркивал, что программы общественных объединений должны получать поддержку не только со стороны федеральных структур, но и от региональных властей, частных инвесторов. Однако, как считает Игорь Иваненко, вице-президент Фонда развития государственного права и гуманитарных проектов, для того, чтобы это пожелание было реализовано, необходимо предпринять ряд важных шагов.«Программы поддержки социально значимых программ общественных объединений сформированы практически во всех субъектах Российской Федерации, – отметил эксперт в комментарии для «ФедералПресс». – Однако в большинстве случаев они недостаточно прозрачны, более того, региональные власти пытаются использовать их как средство политического влияния на гражданское общество. К примеру, весьма популярной является практика распределения бюджетных субсидий для некоммерческих организаций (НКО) со стороны административных органов на местах. Лазейки в действующем законодательстве позволяют выделять эти средства, минуя конкурсы социальных проектов. В итоге главными критериями при получении таких субсидий становится не наличие креативных идей и социально значимых программ, а степень лояльности НКО определенной бюрократической инстанции. Таким образом, идея регламентации деятельности региональных фондов поддержки НКО, высказанная в ходе встречи, весьма актуальна.
Очень острым является вопрос поддержки НКО частными благотворителями. Для того, чтобы такая поддержка активизировалась, необходима корректировка Налогового кодекса РФ. К примеру, в настоящее время гражданин имеет право на социальные вычеты по налогу на доходы физических лиц только в случае, если оказывает благотворительные пожертвования НКО, финансируемым из бюджетных средств. Таким образом, государство само ограничивает сферу применения благотворительных инициатив граждан. Очевидно, что если мы говорим о приоритетном порядке поддержки социально ориентированных НКО, при оказании им благотворительной помощи, граждане должны получать такие же права, что и при спонсировании бюджетных организаций.
Еще одним актуальным вопросом является порядок оказания благотворительной помощи НКО со стороны коммерческих структур. По действующему налоговому законодательству РФ, предприятия могут оказывать такую помощь только за счет своей «чистой прибыли». Эта практика идет вразрез с опытом государств, активно стимулирующих развитие структур гражданского общества. Данный опыт предполагает создание налоговых поощрений для социально активных предприятий. В нашей стране можно было бы пойти на снижение налогооблагаемой базы в части налога на прибыль для предприятий, оказывающих благотворительную помощь социально ориентированным НКО. Конечно же, чтобы избежать злоупотреблений, целесообразно законодательно зафиксировать максимальный объем такого снижения налогооблагаемой базы.
Не все благополучно в функционировании самих социально ориентированных НКО. С одной стороны государство декларирует значимость развития этих структур и обещает им всестороннюю поддержку. Но в тоже время, финансовое положение «некоммерческого сектора» существенно осложнило повышение размера страховых взносов НКО в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Ведь для этого вида организаций именно оплата труда сотрудников, как правило, является основной расходной статьей. Благодаря инициативе Президента РФ на переходный период 2011–2012 годов установлены пониженные тарифы страховых взносов для многих НКО, применяющих упрощённую систему налогообложения.
Однако и этот шаг не решил в полной мере проблему, т.к. введенная льгота не распространяется на все виды социально ориентированных НКО (ряд видов природоохранных структур, правозащитные организации, НКО по охране памятников истории и культуры, по развитию благотворительности и добровольчества и др.). Кроме того, увеличение социальных отчислений с 14% (в 2010 г.) даже до 26,2 % (льготная ставка на 2011 – 2012 гг.) является неподъемным для большинства общественных объединений. Что уж говорить о единой ставке социальных взносов (34 % от фонда заработной платы), которая будет распространена на все организации с 2013 г.? При этом сложно ожидать, что в ближайшее время финансовое положение российских общественных объединений существенно улучшится.
Очевидно, что действие льготной ставки социальных взносов должно быть распространено на все виды социально ориентированных НКО, а также продлено на более длительный срок. В противном случае, можно ожидать закрытия не менее 1/3 общественных объединений, функционирующих в России».