Сделка по продаже выставочного комплекса «Пермская ярмарка» оказалась одной из крупнейших на российском рынке торговой недвижимости в формате районных торговых центров за последние полгода. Об этом пишут эксперты компании GVA Sawyer. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Самой крупной сделкой, по мнению аналитиков рынка коммерческой недвижимости, за последние полгода стала продажа компанией OBI своего торгового центра на Пулковском шоссе в Санкт-Петербурге инвестфонду Romanov Property Holdings Fund. В открытых источниках сумма сделки, заключенной в конце 2015 года, обозначалась в размере 1,2 млрд рублей. Стоимость «Пермской ярмарки» аналитики оценивают в два раза меньше – в 600 млн рублей.
Напомним, что в конце марта собственники выставочного центра «Пермская ярмарка» приняли решение продать имущественный комплекс по адресу бульвар Гагарина, 65. Председатель совета директоров ООО «ВЦ Пермская ярмарка» Анатолий Федянин тогда отметил, что выставочный комплекс достиг своего потолка на существующей территории. «Площадь экспозиционных площадей «Пермской ярмарки» – 11,3 тыс. кв. метров, в то время как для развития требуется 20 тыс. Также необходимо строительство конгресс-холла, расширение зоны парковки. Без этого компания не может развиваться, в связи с чем учредители решили выйти из бизнеса. Сделка по продаже началась, подписан предварительный договор».
Последнее мероприятие на площадке «Пермской ярмарки» пройдет в мае. После этого помещения перейдут в собственность покупателя – федерального ретейлера «Лента». Сумма сделки не разглашается, все формальности по ней должны быть завершены до конца года.
Выставочный бизнес традиционно очень чутко реагирует на кризисные явления в экономике, что отчетливо показал опыт 2008–2009 годов, считает директор Пермского филиала «БКС Премьер» Наталья Кондрашова. По ее словам, «Пермская ярмарка» давно не соответствует современным критериям, и решение о продаже этой площадки вполне закономерно. Многие компании начинают отказываться от участия в выставках в связи с нехваткой средств. Так, за минувший год выставочные площади в России сократились на 12,5 %, число участников – на 14 %, а число иностранных участников и вовсе уменьшилось почти на четверть. Объем рынка в деньгах при этом сократился на 10 % – до $700–750 млн. При этом 70 % выставочного бизнеса сосредоточено в Москве (58 %) и Санкт-Петербурге (12 %).
«Город-милионник, имеющий высокий инновационный потенциал и производственную культуру, безусловно, заинтересован в наличии современной, качественной выставочной площадки с хорошо проработанной инфраструктурой. Несмотря на длинные сроки окупаемости подобных проектов (от 15 лет), наличие выставочных центров дает заметный синергетический эффект для региона. Это и доходы от делового туризма, и имиджевый эффект, работающий на инвестиционную привлекательность города и края», – считает госпожа Кондрашова.
При этом аналитики БКС «Премьер» оценивают сумму сделки выше той цифры, которую называют большинство экспертов. По их мнению, она может составлять от 800 миллионов до 1 миллиарда рублей, объяснив это перспективами местного рынка. «В целом Пермь имеет большой потенциал для создания новых торговых площадей. Обеспеченность торговыми центрами в городе составляет на сегодня 133 кв. метра на тысячу жителей. Для сравнения, в Челябинске этот показатель составляет 306 кв. метров, в Екатеринбурге – 477 кв. метров, а в Самаре – 562 кв. метров».
Всего с конца 2015 года и в первом квартале 2016 года, по информации компании GVA Sawyer, общий объем инвестиций в российские районные торговые центры составил 4,6 млрд рублей. В сделках участвовали как высоколиквидные объекты, так и залоговые активы обанкротившихся компаний. При этом «Пермская ярмарка» занимает в списке самых дорогих сделок четвертое место вслед за ТК OBI и ТК «Метрика» в Санкт-Петербурге и ТК «Солнечный рай» в Раменском.
Дмитрий Барков. Фото: «ФедералПресс»