«Готовь сани летом» – эта поговорка, как никакая другая, актуальна для тех, кто снабжает теплом наши дома. И от того, какими будут теплосети, зависит то, как пройдет зима: с комфортом или в аварийном режиме. Так что наступающее лето – не только время для ремонта теплосетей, но и повод поговорить о том, что ныне существующие схемы теплоснабжения в большинстве городов не отвечают современным требованиям. Качество услуг низкое, зато тарифы – выше некуда. Отчего так происходит – в материале «ФедералПресс».
Эксперты «ФедералПресс» сходятся во мнении, что в большинстве муниципалитетов схемы теплоснабжения выполнены формально, ради галочки, чтобы закон не нарушать. А на деле не соответствуют реальным требованиям. Отсюда и проблемы: нет реальной стратегии на будущие 10–15 лет, одна тактика, направленная на поиск денег, чтобы подлатать трубы и пережить зиму. А без четкой стратегии того, сколько тепла нужно, какой тариф потянет население, как избежать потерь, в эту сферу инвесторы не пойдут. И не будет никакой модернизации.
«Без схем теплоснабжения не обойтись. Но главы маленьких муниципалитетов часто формально подходят к этому вопросу. Буквально за 10 тыс. рублей нанимают исполнителя, который находится в другом городе. Он даже не выезжает на место, запрашивает документы у муниципалитета. Изготовленная таким образом схема, конечно, никуда не годится, это чистая формальность. При случае и для нужных людей документ полностью пересматривается. Так что схемы практически у всех городов на Среднем Урале готовы, но качество совершенно разное», – рассказал журналистам заместитель председателя правительства Свердловской области Сергей Зырянов.
И если чиновники смотрят в будущее со сдержанным оптимизмом, то начальник управления развития рынка газа АО «Уралсевергаз» Сергей Сысков далек от радужных прогнозов. По словам эксперта, все принципы, которые были заложены изначально в схемах теплоснабжения, в Свердловской области не работают.
«Большинство предприятий теплоснабжения сегодня планово убыточные. Теплоснабжение перестало быть бизнесом. Когда ставили задачи по разработке схем теплоснабжения, пытались понять, что необходимо сделать, чтобы система была надежная, предоставляла доступную услугу для граждан круглый год. Сегодня в Свердловской области не только не соблюдаются принципы, которые изначально закладывались и были обозначены в законе, но и все делается с точностью до наоборот, – заявил Сергей Сысков. – Вот примеры. Серовская ГРЭС обеспечивала весь город теплом. Но серовцы зачем-то постепенно переходили на местные котельные. В итоге теплотрассу централизованного теплоснабжения – в металлолом. Недавно на Серовской ГРЭС Газпром запустил новый мощный энергоблок – почему-то без теплофикации... А в городе рассматривается вопрос, как построить еще одну котельную, которая будет обеспечивать теплом поселок энергетиков. Та же самая ситуация в Новоуральске: город обеспечивался теплом от Верхнетагильской ГРЭС, осуществлявшей комбинированную выработку. Ныне в Новоуральске переходят на локальную пиковую котельную, и здесь 18 километров теплотрассы – в металлолом. В Екатеринбурге строятся крупнейшие котельные в отдельных микрорайонах, до 180 МВт, без когенерации, только тепло. В Среднеуральске, городе, в котором стоит крупнейшая ГРЭС, все жилье строится с котельными на крышах. А станция вырабатывает с избытком тепловую мощность, и в перспективе этот избыток будет увеличиваться».
С представителем «Уралсевергаза» Сергеем Сысковым в негативных оценках ситуации солидарен директор Свердловского филиала ПАО «Т Плюс» Владимир Бусоргин, который заявил, что в маленьких городах разработка схем теплоснабжения отдана на откуп главам муниципалитетов и Минэнерго эти вопросы не регулирует, а местные управленцы, не имея должного опыта или желания, делают работу из рук вон плохо.
«Очень многие мэры, которым все равно, зафиксировали схемами фактически ту ситуацию, которая есть, заплатив разработчикам копейки, лишь бы отстали от них и прокуратура не таскала, не спрашивала, где у тебя схема теплоснабжения. Временные люди зашли и ушли, за городки никто не отвечает», – пояснил Владимир Бусоргин.
Эксперты уверены: чтобы решить назревшую проблему, необходимо, чтобы схемы теплоснабжения муниципалитетов впредь рассматривались в профильном областном министерстве энергетики и ЖКХ. Это позволило бы избежать ряда ошибок и более детально планировать областную программу реформирования ЖКХ с учетом решений по теплоснабжению.
«Привлечение же к данной работе РЭК Свердловской области давало бы возможность оценить влияние планируемых в Схемах инвестиций на тарифы в ближнесрочной и долгосрочной перспективе. К большому сожалению, пока это не сделано», – резюмировал начальник управления развития рынка газа Сергей Сысков.
Эксперты убеждены, что разработка схем теплоснабжения, модернизация основных фондов позволят вывести предприятия теплоснабжения области на безубыточность. А вот насколько эта работа будет скоординирована, продумана и спланирована, настолько коммунальные услуги станут качественными и доступными, горячее водоснабжение будет круглый год, а рост задолженности за энергоресурсы прекратится.


