Top.Mail.Ru
Недвижимость
СЗФО
12

«Собчак имел непосредственное отношение к Петербургу, а Кадыров – нет»

Горожанам не объясняют, почему мост Кадырова согласовали быстрее памятника Собчаку
Переименование безымянного моста произошло в беспрецедентно сжатые сроки
Переименование безымянного моста произошло в беспрецедентно сжатые сроки

В Петербурге не сбавляет обороты дискуссия вокруг внезапно возникшей инициативы назвать безымянный мост через Дудергофский канал в честь первого президента Чечни Ахмата-Хаджи Кадырова. Сторонники партии «Яблоко» уже обратились в Горизбирком с заявлением о проведении референдума по этому вопросу. Эксперты не верят, что плебисцит состоится, но противники навязанной топонимики все же выходят на митинги, подписывают онлайн-петицию и пытаются развить дискуссию околополитическим неформальным искусством. Подробности истории – в материале «ФедералПресс».

Решение городской топонимической комиссии Санкт-Петербурга назвать один из мостов в Красносельском районе в честь первого президента Чечни Ахмата Кадырова раскололо жителей Северной столицы. Городские власти выступают за переименование. Однако губернатор Георгий Полтавченко до сих пор не озвучил свою позицию, притом что за ним остается последнее слово.

Один из членов топонимической комиссии Петербурга краевед Алексей Ерофеев с трудом вспоминает случаи, когда вопрос о присвоении названия городскому объекту стоял так же остро, как с Кадыровским мостом. «Последняя громкая история из этой серии случилась в далеком 1993 году, когда улице Гоголя вернули ее историческое название – Малая Морская, – вспоминает Ерофеев. – По поводу улицы Гоголя таких общественных акций, как сегодня с мостом, конечно, не было. Хотя многих горожан возмутило, что имя писателя убрали с карты города».



Организаторы «антикадыровского» митинга на Марсовом поле, который прошел 6 июня, оценили возмущение петербуржцев нынешней ситуацией в 1 тысячу участников акции протеста. Между тем, присутствовавшие на месте журналисты утверждали, что цифра завышена примерно в три раза, а недовольство горожан на фоне ажиотажа в СМИ выглядело неубедительно.

Действительно, СМИ пестрят заголовками о топонимическом прецеденте. Но простой мониторинг социальных сетей не дает оснований считать, что обсуждения Кадыровского моста вызывают у петербуржцев массовый организованный протест. Однако в интернет-диалогах все же звучат ноты недовольства. Участники виртуальных сообществ высказываются сами и тиражируют фразы уважаемых в Петербурге экспертов.

«История с мостом Кадырова сплотила тех, кто любит Политковскую и тех, кто любит полковника Буданова», – цитирует историка Льва Лурье один из участников группы, посвященной митингу на Марсовом поле. «В Иркутске у нас в честь него (Буданова – прим. ред.) жилой комплекс назвали, в Питере мост обозвать так хотят... что за неуважение! Слов нет, как можно это предотвратить – это же позор новейшей истории!» – пишет разгневанный пользователь под соседним постом. «А я думаю, сейчас не надо ни политизировать всю историю, ни тем более приплетать религиозные войны. Это на руку только обвиняющим нас в ксенофобии и разжигании розни и прочем», – высказывается более толерантный пользователь в другом комментарии.

Большинство же петербуржцев, кажется, разделяют позицию известного интеллигента и интеллектуала Александра Друзя. «К Ахмату Кадырову относятся лояльно, к наименованию моста – индифферентно. «Мое мнение: Ахмат Кадыров имеет определенные заслуги в деле умиротворения Чеченской республики. И пусть будет лучше мост имени Кадырова, чем безымянный», – сказал Друзь, отвечая на вопрос корреспондента РИА «Новости».



«Хочу сказать, что на все такие острые и спорные вопросы всегда была реакция. Но было бы странно, если бы на Марсово поле пришло громадное количество народа. Вряд ли мы сейчас увидим такие митинги, как проходили в свое время в конце 1980-х годов. Да и тогда можно было сказать: ну, пришли 15 или 25 тысяч человек, а в городе-то 5 млн жителей. Как правило, общество все-таки двигает не пассивное большинство, а активное меньшинство», – отметил в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» Алексей Ерофеев.
 
По словам краеведа, это меньшинство возмутилось ситуацией с Кадыровским мостом по нескольким причинам. Самая очевидная из них на поверхности: Ахмат Кадыров не имеет прямого отношения к Петербургу. Именно поэтому в прошлом году губернатор Сергей Полтавченко лично отклонил предложение местного депутата назвать в честь первого президента Чечни хоть что-нибудь, дабы увековечить память. А члены топонимической комиссии предложили дать имя Кадырова центру чеченской культуры, который для начала нужно построить.

«Подошло какое-то время «Ч», о котором мы, к сожалению, не знаем. Как и не знаем, чья конкретно была инициатива увековечить имя Кадырова именно сейчас и именно в этом месте. В апреле мы обсуждение этого вопроса отложили. Думали, что до осени. Но в итоге нас неожиданно решили собрать в мае. Кто-то не пришел, кого-то вызывали «на разговор из соображений целесообразности». И вот мы получили в итоге решение с перевесом в один голос – девять против восьми. Шесть проголосовали «против», а два воздержавшихся фактически тоже получаются не «за», – отметил Ерофеев.

Переименование безымянного моста в Кадыровский произошло в беспрецедентно сжатые сроки. Члены комиссии вынесли соответствующее решение меньше чем за месяц. Как вспоминает краевед, даже процесс увековечения мэра Петербурга Анатолия Собчака не был столь форсированным.

«Собчак имел непосредственное отношение к Петербургу, а Кадыров – нет. Если есть какая-то политическая целесообразность назвать мост его именем, нужно было петербуржцам все это объяснить и сделать так, чтобы новое название не вызывало бы такого протеста. Стоит отметить, что в случае с Собчаком мы долго подбирали место. Был официально издан президентский указ об увековечении памяти Собчака в Петербурге. И в нем не было написано, мол, давайте, ребята, немедленно проголосуйте, и в течение месяца мы срочно все решим», – отмечает эксперт.

8 июня Горизбирком Петербурга принял от инициативной группы депутатов ходатайство о проведении референдума по вопросу наименования моста в честь Ахмата Кадырова. Оно будет рассмотрено в течение 15 дней. В тот же день на заседании петербургского парламента эту инициативу обосновал «яблочник» Григорий Явлинский.

«Думаю, всем понятно, что губернатора Полтавченко просто попросили продавить эту инициативу с названием моста – возможно, в Кремле или в правительстве РФ. Он сам в сложившейся ситуации не имеет особого выбора. А референдум вполне оправдан, жители города должны сказать свое слово. Я считаю происходящее неуместным явлением, своего рода провокацией. Зачем разжигать рознь в таком городе, как Петербург? Никаких исторических связей ни с Кадыровым, ни с Чечней у города нет. Если референдум состоится, этот вопрос будет провален», – сказал Явлинский.



Однако Кадыровский мост получил поддержку ряда парламентариев. Самым видным из них был спикер Законодательного собрания северной столицы Вячеслав Макаров. «Нельзя неуважительно говорить о фигуре Героя России (А. Кадырова – прим. ред.) Он, безусловно, заслуживает своего места в истории страны и города. В конце XX века Россия была отдана на растерзание террористическим бандам. Счастье, что президентом стал Владимир Путин, и вместе с Кадыровым они сумели остановить гражданскую войну», – отметил Макаров, выступая в парламенте.

«Референдум – это дело политической партии, которая хочет его организовать, – говорит Ерофеев. Я не думаю, что он будет проведен и что город выделит на это деньги. Но свое мнение горожане имеют право высказать. Именно для этого и собирались подписи в петициях против наименования моста. Подчеркну, подавляющее большинство сейчас выступает не против как такового имени Ахмата Кадырова, который выбрал путь мира вместе с Россией, а против вот такого внедрения названий, связанных с людьми, не относящимися к городу», сказал Ерофеев.

Тем временем петиция на сайте Change.org, подписанты которой высказались за отмену решения топонимической комиссии, набрала уже почти 90 тысяч голосов. А петербургские СМИ сообщили, что на постройке рядом с мостом через Дудергофский канал появилось граффити с портретом полковника Юрия Буданова. Офицер и участник Второй Чеченской войны, он обвинялся в превышении должностных полномочий, похищении, изнасиловании и убийстве 18-летней чеченской девушки Эльзы Кунгаевой в 2000 году, а в 2003 был лишен звания по решению суда. За сутки его портрет никто не закрасил, а рядом с ним начали появляться цветы. 10 июня исполнилось ровно пять лет с того момента, как Буданов был застрелен на Комсомольском проспекте в Москве.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.