На Северном Кавказе идет зачистка алкогольного рынка. Как передает корреспондент «ФедералПресс», только в Кабардино-Балкарии в этом году остановили работу 11 заводов. Также под прицелом Северная Осетия, где существует отработанный способ осознанного банкротства заводов, производящих спирт. Подробности – в материале экспертного канала.
Больше на треть
Рост производства крепкого алкоголя в России весной этого года составил 30 %, и, по мнению Росстата, столь резкое увеличение объемов произошло после того, как была пресечена нелегальная схема производства на Северном Кавказе.
Представители ФНС и ФСБ провели оперативные мероприятия на 11 ликеро-водочных заводах в Кабардино-Балкарии, а также в офисах дистрибьютора дешевых водочных марок «Статус-групп» и у нескольких оптовиков. Заводы отражали в ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная система контроля производства и продажи спиртных напитков) значительно больше произведенной продукции, чем в декларациях, что приводило к росту налоговой задолженности. Объем недоплаченных акцизов составил 24 млрд рублей. Спиртопроизводящие предприятия Кабардино-Балкарии являются должниками из-за доначисленных акцизов на алкогольную продукцию, в то же время доходы от акцизов на алкоголь могли бы составить до 40 % налоговых поступлений республики.
Всего, по данным отдела экономической безопасности и противодействия коррупции МВД, за первый квартал текущего года сотрудниками ведомства было выявлено 55 преступлений в сфере производства и оборота спиртосодержащей продукции, прекращена деятельность десяти подпольных водочных цехов. В Кабардино-Балкарии было направлено в суд дело начальника отдела и замначальника межрайонной инспекции ФНС, в результате действий которых, по версии следствия, в федеральный бюджет не поступили 570 млн рублей. По версии следствия, они предоставили алкопроизводящей фирме «Золотой Велес» возможность закупать спирт, не уплачивая всей суммы авансового платежа акциза. В сентябре 2015 года в Кабардино-Балкарии было начато расследование уголовных дел в отношении семи руководителей предприятий. Кроме того, сейчас Росалкогольрегулирование в арбитражном суде Кабардино-Балкарии добивается лишения лицензии еще нескольких компаний, производящих и продающих спирт, в том числе «Тринада» и «Риал».
Долгоиграющая зачистка
Эффект от зачистки рынка в наибольшей степени проявился в апреле – мае, когда уплачиваются акцизы за водку, произведенную в феврале и марте. Собираемость акцизов на алкоголь с января по 22 июня 2016 года увеличилась к аналогичному периоду 2015-го на 17,4 % до 123 млрд рублей.
С 1 июля 2016 года ЕГАИС начнет работать в розничном звене. Она прослеживает путь алкоголя от производителя до магазина и затрудняет появление на прилавках контрафакта. Система внедрена на производстве крепких спиртных напитков в 2006 году. Ее оператором является Росалкогольрегулирование. С 1 января 2016 года РАР обязало подключиться к ЕГАИС всех оптовых торговцев алкоголем, а с 1 июля эта норма распространится также на розничных продавцов.
Выступая 29 июня на правительственном часе в Совете Федерации, глава Минфина Антон Силуанов предложил перераспределить доходы от акцизов на алкоголь между регионами с учетом розницы: какой регион больше потребляет, тот больше получает.
Спирт с рынка
Ранее вице-премьер Александр Хлопонин, который курирует алкогольную сферу, заявлял, что проблему нелегального кавказского спирта правительство благополучно решает. «Давайте разделим два понятия: контрафакт и суррогат, – объясняет вице-премьер России. – Первое – это качественная продукция, которая продается без уплаты акцизов. Второе – это когда из непитьевого спирта или других примесей и добавок делают то, что опасно для жизни. В России мы производим в три раза больше спирта, чем нужно для потребления. Есть спиртзаводы, где производят алкогольную продукцию, а есть те, кто производит продукцию медицинскую. Это тот же спирт, просто в одном случае лицензируется Минпромторгом, а в другом – Росалкогольрегулированием. Задача номер один – привести их к единому знаменателю, это все один и тот же этиловый спирт. Поставим все эти заводы под один контроль, и это даст нам понимание, куда направляется наш спирт. Для аптек надо всего лишь два процента от производимого спирта. Остальное, как я понимаю, это канистры, которые везут в медучреждения для протирки рук, для дезинфекции. На рынке можно купить пятилитровку медицинского спирта без всяких лицензий и акцизов».
Как отследить водку?
Что касается контрафакта, то Хлопонин добавил, что на данный момент это в основном Кабардино-Балкария. «Из-за этого они теряют из бюджета десятки миллионов рублей. Или Северная Осетия, которая специализируется на банкротстве предприятий. Открывают, производят спирт и сразу банкротят, но мы эту схему накрыли. Мы изымаем оборудование в таких случаях. Возьмем для примера водку. Как ее отследить? В торговых точках сложно понять, марка поддельная или не поддельная. Поэтому с 1 июля этого года сперва мы затронули опт, теперь отслеживаем 99 процентов торговых точек в крупных городах, и если хоть одна бутылка с поддельной маркой появляется в магазине, мы через определенную программу сразу же видим, откуда это пришло, а кассовый аппарат ее не пробьет. А с 1 января 2017 года мы собираемся дойти и до мелкой розницы в отдаленных населенных пунктах, потому что сейчас мы берем только крупные города. Но там много проблем, нет интернета. Но проблема этим не решается, 25 процентов розницы находится вне правового поля. Сегодня штраф всего три тысячи рублей, если нет лицензии. Будем делать большие штрафы и отзывать лицензии у торговых точек», – строго предупредил вице-премьер.
Пьют много
Как отмечают эксперты, цены на крепкий алкоголь в России по-прежнему в два с лишним раза ниже среднемирового уровня. По доступности спиртного наша страна значительно опережает государства ЕС, за исключением Болгарии и Румынии. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, по употреблению чистого этилового спирта Россия находится на четвертом месте в мире после Белоруссии, Молдавии и Литвы.
«Кампания за трезвость, которая велась у нас последние пять лет, фактически свернута, – сказал председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. – С начала кризиса водка, в отличие от многих других продуктов питания, подорожала всего на 8 %. В России крайне либеральное регулирование рынка алкогольной продукции».
Северная Осетия в середине 90-х годов заняла лидирующее место по изготовлению алкоголя. Тогда водка в Осетии стала фактически народным промыслом, она разливалась не только на производствах, но и в каждом дворе, где ее по утрам собирали КамАЗами, расплачиваясь наличными. Создавались попутные производства по изготовлению картонной тары, пробок, этикеток. Но обратной стороной был невиданный разгул преступности: по официальным данным, с 1995 по 2008 год алкогольные мафиозные кланы отстреливали в республике по несколько десятков человек ежегодно – в основном из числа чиновников и предпринимателей. Считалось, что осетинская алкогольная мафия была прочно связана с известными грузинскими криминальными авторитетами. Именно под их непосредственным контролем, как уже говорилось, завозился в республику дешевый спирт, из которого производилась «паленка». Также криминальные структуры контролировали дистрибъюцию осетинского алкогольного контрафакта практически во всех регионах страны. Осетия, ко всему прочему, прочно удерживала пальму первенства по числу алкогольных отравлений на душу населения.
Остается дождаться следующего года, когда правительство займется не крупными торговыми сетями, а небольшими магазинами в отдаленных от столиц субъектов населенных пунктах.
Фото gosnovosti.com